Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Республиканская ежедневная газета Республики Северная Осетия - Алания

362015, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, 11, Дом печати
телефон: +7 (8672) 25-02-25
e-mail: gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru

Главный урок,

[B]В последнее время все отчетливее реальность, в которой для образовательных учреждений всех уровней на первый план выходит не учебный процесс, а вопросы безопасности. Кто за нее отвечает и что сделать, для того чтобы эффективно ее обеспечить?[/B]

Захват заложников, стрельба и поджоги стали осязаемой угрозой для каждой современной школы. После трагедии Беслана мы живем в другом мире, но даже в Осетии каждая чрезвычайная ситуация показывает, что достаточных выводов нами не сделано.

Можно бесконечно долго обсуждать степень эффективности работы различных ответственных за это министерств и ведомств, но давайте отойдем от глобального и попробуем сосредоточиться на готовности самих школ к угрозам современного мира.

Кто же в учебных заведениях отвечает за безопасность детей? Да, руководители, а вместе с тем все те же чиновники надзорных и силовых структур. Но эта коллективная бюрократическая ответственность все же имеет точку опоры, главное звено: компетентного специалиста, который в самую первую очередь призван контролировать и обеспечивать львиную долю задач безопасности, докладывать начальству о реальном положение дел и добиваться устранения недостатков. И этот особо важный чиновник не директор школы, а ее… завхоз. Тот самый "школьный рабочий", обладающий сегодня незначительным статусом, еще меньшим окладом и не принимающийся в серьезный расчет, что привело к настоящему кадровому кризису.

И согласно должностным инструкциям заведующий не учебной, методической или воспитательной, но именно хозяйственной частью отвечает за то, чтобы школа была готова к любым вызовам с точки зрения системы пожаротушения, функционирования эвакуационных выходов, видеонаблюдения, а кроме того, чтобы работало оборудование, на котором готовят детям еду в столовой, все помещения соответствовали санитарным требованиям и так далее. При этом завхозы получают несоизмеримую этой ответственности, попросту мизерную заработную плату, и в этих условиях вопрос уже не в том, кого назначать на этих должности, а в том… кого найти и удержать на них.

Именно в этом и кроется ключевая проблема безопасности наших школ: должности завхозов зачастую вакантны, иногда замещаются кем придется, совмещаются с подработкой извне.

Не будем забывать, что директорами школ становятся бывшие учителя, а не командиры пожарных частей, мотострелковых дивизий или спецподразделений ФСБ. Конечно, каждый руководитель, в большинстве своем сугубо гражданские женщины, старается выполнять все, самые немыслимые и бесконечные инструкции и предписания, но никогда сами они не смогут объять их в полной и должной мере. А тем временем тот, кто может и должен это делать, остается наименее важен, хотя на эти позиции, очевидно, должен быть высокий конкурс и пристальный отбор, там нужны настоящие профессионалы, на которых руководство и все мы сможем положиться.

Но перейдем от управленческого к еще одному аспекту, неразрывно связанному с безопасностью. Образовательному. Вместе с советской системой канул в Лету школьный предмет, особо сильно мешавший реформаторам, – начальная военная подготовка. Военруки были не только учителями, но являлись бесценными наставниками: этот предмет вели фронтовики, ветераны боевых действий, кадровые офицеры, они делились и личным опытом, о котором не прочтешь в учебниках. А учебники были очень хорошими. Вопреки стереотипному представлению на уроках НВП готовили не солдат для фронта, но давали целым поколениям важнейшие навыки, в рамках предмета изучалось не только устройство автомата Калашникова, но и действия в чрезвычайных ситуациях, медицинская подготовка и многое другое. Таким образом, учебные заведения обладали настоящими специалистами по безопасности, влияющими на коллектив.

Сейчас же в школах изучают ОБЖ – основы безопасности жизнедеятельности, предмет, который, откровенно говоря, является лишь имитацией былого подхода. Отношение к нему видно уже по количеству отведенных часов, очень слабой методической и материально-технической базе, а главное в том, что его в абсолютном большинстве ведут сугубо гражданские учителя, совмещающие со своими основными предметами, которым учились в институтах, от физической культуры – до географии.

Но именно от этой учебной дисциплины в критической ситуации и зависит то, насколько правильно школьники, да и сами учителя после факультативов и тренировок, будут вести себя в экстремальных условиях, таких, как землетрясение, пожар или теракт. Увы, ничто из этого нам давно не кажется невероятным. И безопасность должна обеспечиваться в первую очередь не извне, а главным образом изнутри учебных заведений, силами, настроем, навыками коллектива.

Подходя к главному выводу и конкретным предложениям, нам необходимо исходить из того, что систему в целом поменять мы не можем, но должны сделать ее более эффективной в интересах наших детей.

С одной стороны, в школах есть крайне низкооплачиваемые должности завхозов школ, которые несут ответственность за их безопасность. С другой – очень скудный по учебным часам и оплате предмет ОБЖ, который также имеет прямое отношение к безопасности. Нам необходимо объединить два эти направления под ответственностью одного квалифицированного в вопросах безопасности специалиста.

В первую очередь надлежит задуматься о повышении самого статуса должности заведующего хозяйственной частью, повысив его до заместителя руководителя школы. Сохранив прежние хозяйственные функции, подчинить ему, помимо технического персонала, охрану и сторожей. Может быть, в соответствии с обязанностями новую штатную единицу переименовать в заместителя директора школы по безопасности. Это, наряду с существенно возросшим окладом, будет повышать и престиж должности. Полагаю, обязательное ведение этим специалистом предмета ОБЖ и семинаров для коллектива станет ему еще одним финансовым подспорьем. И только тогда можно будет установить жесткие критерии отбора, назначая на данные позиции на конкурсной основе квалифицированных специалистов, приоритетно офицеров запаса и в отставке (ими исторически богата Осетия), которые профессионально пригодны к организационной и преподавательской деятельности. Кроме того, считаю, будет разумно, если их работу будет курировать один из заместителей министра образования региона, назначенный по тем же критериям и имеющий воинское или специальное звание не ниже полковника.

Кадры решают все, и именно штатные единицы завхозов в учебных заведениях, уверен, нужно пересматривать кардинально с совершенно конкретной целью – обеспечение безопасности наших детей. Уверен, реализация подобного замысла осуществима в рамках отдельно взятого региона. И нет у нас в сфере образования более важного вопроса, ведь когда ребенку в школе угрожает опасность, остальное уже попросту перестает быть важным. Это и есть главный урок, который нужно вынести и из произошедших недавно событий, и из все чаще происходящего в республике, стране, да и в мире в целом.

Автор: Олег МАРЗОЕВ

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 675

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика