[B]Чтобы потом не было мучительно больно… Это, конечно, преувеличенно, но, как минимум, будет слегка неприятно – если вовремя не сделать правильный выбор предметов для сдачи ЕГЭ. Дедлайн неумолимо наступает: свои заявления выпускники школ должны подать до 1 февраля.[/B]
Эта процедура в жизни одиннадцатиклассников не внезапная: ребята заранее знают о том, что им предстоит определиться с экзаменами в зависимости от того направления высшего образования, которое они для себя выбрали. Репетиция такого, достаточно важного решения проходит в 9 классе, когда им также предстоит дополнить набор обязательных дисциплин. Но у выпускников этого года – сразу "выход на сцену": в силу изменений в процедуре государственной итоговой аттестации, обусловленных эпидемической обстановкой, два года назад, когда они были девятиклассниками, ОГЭ отменили.
Может ли это стать преградой для подростка, который решительно настроен стать инженером или фармацевтом и точно знает, какие предметы ему необходимы для поступления? Разумеется, нет. Вот только таких сознательных школьников – не превалирующее большинство, как бы нам хотелось. Пока одни уже в 10 классе начинают дополнительно заниматься по нужным дисциплинам, другие за месяц до подачи заявления на ЕГЭ не уверены в том, кем хотят стать, а соответственно – какие экзамены выбирать. Поэтому не стоит пренебрегать различными программами по ранней профориентации, которые эффективно работают в республике, возможностью общаться со специалистами разных сфер, которые посещают школы в рамках проекта "Классные встречи" и иных схожих.
Так, выпускницу школы №42 г. Владикавказ Кристину Хугаеву увлекла сфера бизнеса, и она выбрала для себя в качестве приоритетного экономическое направление и на уходящей неделе уже подала заявление с указанием предметов для сдачи ЕГЭ.
"Изучив официальные сайты вузов, выяснила, какие предметы мне необходимы для поступления: помимо обязательного русского языка я выбрала профильную математику и обществознание, – рассказала ученица 11 класса, чей выбор пополнил статистику, согласно которой обществознание уже долгие годы остается самым популярным предметом по выбору. – Процесс подготовки к экзаменам начала в сентябре, чтобы освоить как можно больше материала. К одним предметам я готовлюсь с помощью специальной интернет-платформы, где есть репетиторы по разным предметам. А по другим дисциплинам у меня бывают офлайн-занятия. Также в школе у нас проводятся дополнительные занятия по подготовке к ЕГЭ. Думаю, у меня получится сдать экзамены на высокие баллы и поступить на нужный мне факультет".
Такие же предметы выбрала ее сверстница из параллельного класса, хотя Милена Цидугова еще не до конца определилась с выбором конкретной специальности: "Я рассматриваю экономику, предпринимательскую деятельность и менеджмент. Все эти направления мне интересны, выбранные мною дисциплины подходят для поступления на все эти направления. Также большой интерес у меня вызывает юриспруденция и, отталкиваясь от этого, я еще выбрала для сдачи историю. Мне очень трудно сейчас сделать окончательный выбор будущей профессии. К экзаменам я готовлюсь самостоятельно, без репетиторов, но посещаю дополнительные занятия в школе. Считаю, что смогу подготовиться и сдать ЕГЭ на хорошие баллы. Ведь самое главное – желание!"
К сведению тех ребят, которые еще не до конца определились в своем выборе или же мудро решили увеличить шансы для успешного поступления: с прошлого года многие вузы дают возможность выбирать результаты ЕГЭ, которые будут приниматься на альтернативной основе. Как поясняют в Минобрнауки РФ, раньше за каждой специальностью был закреплен жесткий список предметов ЕГЭ, и эти списки в разных вузах могли оказаться совершенно разными. Например, на программы по IT в одном вузе можно было поступить только с физикой, а в другом – только с информатикой. Это ограничивало выбор абитуриентов, ведь пойти и "досдать" недостающий предмет нельзя. Теперь новый порядок разрешает вузам устанавливать по нескольку возможных предметов ЕГЭ для конкретной специальности. Выпускник школы может иметь результаты экзаменов по физике и информатике, а вуз разрешает ему участвовать в конкурсе на основании результата одного из них. Так, если абитуриент сдал физику на 70 баллов, а информатику – на 95, он может предоставить комиссии результаты экзамена по информатике, так как по нему набрал больше баллов. Такая система дает не только больше шансов поступить на желаемые специальности, но и вузу отобрать лучших кандидатов.
Александр Караев из гимназии №16 г. Владикавказа как раз решил связать свое будущее с информационными технологиями. "Мой выбор пал на самую быстро развивающую сферу деятельности на сегодняшний день – IT-технологии. Для поступления в институт требуется сдать следующие экзамены: русский язык, профильную математику и информатику. Я уверен, что у меня все получится! – считает школьник. – Для подготовки требуется много сил, времени и внимания. Многие занимаются самостоятельно, не прибегая к помощи репетиторов. Другие же ведут активную подготовку с педагогами, как и я". Выпускник не остановился на одном конкретном вузе, поэтому у него есть еще две недели, чтобы изучить условия приема на искомую специальность в разных заведениях и успеть дополнить свой выбор еще одним предметом по выбору для подачи документов на альтернативной основе.
Важно помнить, что изменение своего решения после 1 февраля возможно лишь в исключительных случаях и всегда остается на усмотрении государственной экзаменационной комиссии, которая оставляет за собой право не удовлетворять запрос будущего абитуриента.