– Пожалуй, главный вопрос, ответ на который даст ученику четкое понимание того, ту ли дисциплину он выбрал: "Можно ли вызубрить экзамен по обществознанию?"
– Нет. Обществознание – это не математика: если в математике все просто, и дважды два – только четыре, то в обществознании абсолюта не бывает. Особенно в творческой части нет единого верного ответа: там ребенок может по-разному формулировать мысли, логически доказывая и обосновывая свое мнение. Например, №25 – творческое задание с открытым критерием в дополнение к заданию с развернутым планом №24. В нем требуется дать объяснение какой-либо высказанной точки зрения, скажем, проявлению социального неравенства в обществе. И из ответа школьника должно быть ясно, что он понимает предмет разговора, из чего вытекает это неравенство, какие возможные причины у данного явления и как государственная политика в этой области работает. Но все усваивают по-разному и, соответственно, выдают информацию по-разному, – объясняет старший преподаватель кафедры обучения технологии и методики преподавания предмета СОРИПКРО, ведущий эксперт комиссии ЕГЭ по истории и обществознанию, председатель экспертной комиссии ОГЭ по истории, преподаватель центра подготовки к ЕГЭ и ОГЭ "Стартап" Мадина Дзодзаева. Она подчеркивает, что базис знаний из разных областей окружающей нас действительности – необходимое условие для успешного результата на ЕГЭ по обществознанию. – Обществознание – такой предмет, который включает в себя несколько содержательных модулей: это экономика, право, политика, социальная психология, общество и другие. Каждый из них требует отдельной подготовки и отдельных знаний, и контрольные измерительные материалы, собственно, рассчитаны на то, что проверяют знания по всем этим направлениям одновременно.
– С какими заданиями выпускники справляются наиболее успешно, а что продолжает вызывать трудности?
– Самое сложное для детей то, что очень мало времени на подготовку, потому что экзамен достаточно объемный. И затруднения, как правило, вызывает вторая часть. Если с тестовой частью при изучении теоретического материала и системном подходе к занятиям они справляются достаточно легко, то в творческой требуется формулирование своих собственных мыслей. В силу того что в современном обществе ребята стали читать гораздо меньше, это становится проблемой. Да, видео, клипы, какие-то обучающие ролики, которые все больше смотрят дети и подростки, тоже дают определенные результаты, но именно умение говорить и излагать свои мысли развивает только активное чтение. Поэтому для успешной сдачи экзамена необходимо пополнять читательскую грамотность и учиться излагать свои мысли.
Мадина Дзодзаева рассказала о том, что в этом году КИМ по обществознанию поменялся и, по ее мнению, стал легче благодаря тому, что из заданий "ушло" сочинение, которое отнимало много времени.
– Сейчас блок заданий по Конституции РФ расширили: теперь их три: два – в тестовой части (№№ 12 и 13) и одно – во второй. И мне оно понравилось, и детям. Поначалу школьники воспринимали его в штыки, но когда поняли систему, оказалось, что Конституция – очень интересная книга, и если ее внимательно прочитать, то задание легко выполняется.
Обществознание – традиционно самый популярный предмет по выбору во время итоговой аттестации. Уже сейчас, по предварительным данным, в Северной Осетии подано более 2000 заявлений на ЕГЭ по этой дисциплине. Но количество еще не начало переходить в качество. Причина – в отсутствии фундаментальных знаний или широкого кругозора? Думается, что это синтез проблем, в основе которых лежит нежелание большинства современных подростков читать, думать, анализировать.
– В востребованности этого предмета нет ничего плохого. Так как обществознание – это все обо всем, то человек, который разбирается в таком количестве направлений, сможет ориентироваться и в каких-то рабочих и жизненных ситуациях. Эффективно осваивать дисциплину и справляться с экзаменом помогает критическое мышление. По современным обучающим программам его технологии развиваются с начальной школы. Задача педагога – научить ребят из потока информации выбирать правильную. Для этого нужно учить аргументировать свою позицию – докажи, покажи, почему доверяешь источнику. Когда школьники начинают оценивать полученные сведения, работают не на скорость, а на качество, мышление развивается само по себе.
Хорошей тренировкой при подготовке не только к обществознанию является умение работать с газетными статьями, статистической информацией в виде схем, графиков, диаграмм. Как подчеркнула Мадина Дзодзаева, умение анализировать такую информацию – хорошее качество при сдаче экзамена. И как пример – разбор задания с экономическим графиком, которое перешло во вторую часть КИМ и усложнилось. Но ученики могут спокойно с ним справиться, как только поймут, в чем его смысл и как оценивать отраженные в нем данные. Объяснить это – не проблема и для школьных педагогов.
– У нас очень хорошие учителя истории и обществознания. Проблема лишь в их нехватке: люди выгорают, устают морально… Один и тот же педагог может работать на 2–3 школы, и мы понимаем, что страдает качество преподавания. Часто директора вынуждены брать студентов, которые еще не готовы к работе в школе: им, если и обладают хорошими теоретическими знаниями, не хватает навыков в методическом плане. Кроме того, педагог должен еще научить детей структурировать задания, правильно их оформлять и применять полученные знания на экзамене – у молодого учителя, кто еще не сталкивался с этой процедурой, также могут возникнуть определенные сложности. И здесь на помощь должны прийти старшие коллеги. При достаточном числе кадров оптимально, чтобы историю и обществознание вели два разных педагога, что существенно повлияло бы на качественный уровень преподавания этих дисциплин.
– Возможно ли самостоятельно подготовиться к ЕГЭ по обществознанию?
– Разумеется. Все зависит от замотивированности ребенка и его умения собраться. А подготовиться можно к любому предмету. Задача и школы, и репетитора, и центра по подготовке – структурировать работу учащегося так, чтобы получаемые им знания были продуктивными. Наука – это система, а если система не складывается, то знания не принесут пользу на практике.
– Какие рекомендации вы бы могли дать школьникам для более эффективной подготовки?
– Ресурсов на самом деле много. Конкретные дистанционные курсы называть не хочу, потому что такое обучение может пойти впрок, только если у ребенка хорошая школьная база и он настроен на получение знаний. Есть примеры хороших курсов, где собран отличный лекционный материал, но они не учат оформлению работ, специфике того, как пользоваться этим теоретическим материалом. Поэтому любую подготовку стоит дополнять живым общением с учителем, который сможет скорректировать ваш процесс обучения.
С пособиями тоже все непросто. С 2016 года появилась предметная концепция обществознания, но еще не поменялась литература – идет активное обновление, и единого пособия, которое можно порекомендовать, нет. При подготовке чаще всего используют справочник П. Баранова, хотя он слишком академичен, и дети, которые готовятся самостоятельно, часто не понимают смысл сказанного. В любом случае нужна интерпретация со стороны учителя. Учебников много, но требуются отдельный учебник по экономике, отдельный – по праву, еще один – по обществознанию, а сейчас – еще и по финансовой грамотности. Собственно говоря, надо учитывать все составляющие предмета.
– Понимание структуры подготовки есть, рекомендации тоже. А что насчет лайфхаков для ребят?
– Их достаточно много. Остановлюсь на одном, который касается работы с Конституцией РФ. Есть блок заданий по 71 и 72 статьям документа, которые посвящены тому, что находится в ведении РФ (центра), а что – в совместном ведении с субъектами. При работе мы пользуемся маркером: в каждой из статей подчеркиваем все положения, где встречается слово "федеральный" в любом варианте. В итоге получается, что и в ст. 71, и в ст. 72 – по 3 исключения: фактически ребята запоминают только их, все остальное делают по аналогии. Везде, где встречается слово "федеральный", кроме этих трех положений – это ведение центра, везде, где не встречается, кроме этих трех положений – это совместно. Быстро запоминают.
...Да, время на написание ЕГЭ по обществознанию сократилось: теперь у участников 210 минут вместо 235, как было ранее. Да, максимальный первичный балл изменен с 64 до 57. И да, вы справитесь с этим ЕГЭ, потому что знание обществознания – это основа вашего умения интегрироваться в реалиях нашей жизни. А уж этот экзамен каждый из нас точно хочет сдать на "отлично" и желательно без пересдачи.