Дистанционное электронное голосование становится все более востребованным избирателями России. Развиваются цифровые технологии, мы переходим к онлайн-общению и взаимодействию. Использование электронных сервисов становится привычным и понятным всем группам населения.
В этой связи переход к дистанционному электронному голосованию обоснован и закономерен, широко востребован гражданами, которым удобно и комфортно именно так выражать свое волеизъявление. Практика применения ДЭГ в ряде регионов России подтверждает его актуальность. Но есть некое недоверие к такой форме голосования. Поэтому необходимо правовое регулирование ДЭГ, а также широкое и доступное разъяснение его сути и преимуществ.
Дистанционное электронное голосование привлекательно для молодых людей, привыкших к мобильному общению с помощью Интернета и смартфона. Оно отвечает современным требованиям безопасности, надежное, защищено новыми технологиями. А потому идет в русле развития избирательной системы, с тем чтобы она стала удобной, комфортной для избирателей, открытой и безопасной.
Важная для всех участников избирательного процесса задача – общественное наблюдение за ходом голосования. Общественные палаты регионов имеют право обеспечивать наблюдение, и это закреплено законодательно. Возможность использования ДЭГ на федеральных выборах закреплена в российском законодательстве – это ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" от 23 мая 2020 года.
Сейчас ДЭГ проводится на основе ст.64 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" и ст.81 ФЗ "О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания РФ".
В соответствии с законодательством решение о проведении ДЭГ принимает ЦИК РФ или по ее поручению – соответствующая избирательная комиссия субъекта Российской Федерации.
Опыт применения дистанционного электронного голосования на выборах 2019–2021 годов в экспериментальном режиме показал, что необходимо установить основные принципы и параметры проведения такого голосования, единые для всех выборов на территории РФ.
Поскольку прежде применение онлайн-голосования единым законом не регулировалось, предложено в поправках прописать основные правила использования ДЭГ в базовом ФЗ №67.
Анализ проведения выборов с использованием ДЭГ в сентябре 2021 года достаточно показателен. В 7 регионах России проведено ДЭГ, в списки избирателей были включены 2,65 млн человек, проголосовали 2,53 млн, или 95,69% от числа включенных в списки. Число избирателей, проголосовавших в системе ДЭГ, составило 31,1% от общего числа проголосовавших во всех 7 регионах. Причем свыше 60% проголосовавших – молодые люди в возрасте от 18 до 45 лет.
Отмечу, что состоялось широкое общественное обсуждение внесенных поправок в избирательное законодательство на площадке Общественной палаты РФ, обсудили законопроект и в регионах, в частности, на площадке Общественной палаты РСО–А.
Дистанционное электронное голосование получило законодательную поддержку. 26 января Государственная дума РФ в первом чтении приняла поправки в ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" в части совершенствования законодательства при проведении дистанционного электронного голосования. Установлены единые правила проведения дистанционного электронного голосования.
Теперь на выборах всех уровней в РФ оно будет проходить только с использованием ГАС "Выборы" или других сертифицированных государственных информационных систем. При этом ДЭГ может проводиться с использованием региональных государственных информационных систем, прошедших сертификацию.
Центральная избирательная комиссия установит требования к сертифицированным государственным информационным системам для онлайн-голосования. Это обязательное прохождение процедур идентификации, аутентификации и подтверждения личности. Кроме того – анонимизация результатов волеизъявления граждан при проведении голосования, а их зашифровка будет проводиться после его завершения.
Согласно законопроекту решение о проведении ДЭГ на выборах в федеральные органы государственной власти и на референдуме РФ будет принимать ЦИК РФ. Избирательные комиссии субъектов, в свою очередь, по согласованию с ЦИК РФ смогут принять решение о проведении ДЭГ на выборах в органы государственной власти своих регионов или на референдуме.
В настоящее время ЦИК России получила заявку от шести регионов о желании участвовать в ДЭГ на выборах в 2022 году.
В Республике Северная Осетия – Алания современная технологическая инфраструктура, успешно работает электронное правительство. Но нам предстоит еще работа по методическому и информационному обеспечению ДЭГ. Расширение дистанционного электронного голосования – это реальная перспектива, к ней мы идем вместе с нашими согражданами.
В заключение отмечу, что ДЭГ – новая форма голосования, доказавшая на практике свои надежность, комфортность для избирателя. Развитие этой формы голосования очевидно в условиях стремительного развития информационно-коммуникационных технологий и предпочтений. Вместе с тем, уважая выбор граждан нашей страны, мы считаем, что надо сохранить и традиционную форму волеизъявления, те, кому привычнее и удобнее голосовать на избирательном участке, вправе следовать своим предпочтениям.
Нина ЧИПЛАКОВА,
председатель Общественной палаты РСО–А.