[B]Мы поедем, мы помчимся.Такая возможность у жителей Северной Осетии имеется: цена на бензин остается стабильной, а на пропан существенно снижается. [/B]
Вечерний променад по автозаправкам города данную мысль укрепил: 1 литр бензина АИ-92 стоит от 47 руб. 50 коп. до 48 руб. 80 коп. , АИ-95 – от 51 руб. до 51 руб. 90 коп., 1 литр дизельного топлива, в народе "солярки" – примерно столько же. Разброс цен на пропан небольшой: от 25 руб. 40 коп. до 25 руб. 70 коп. Самый экономичный – метан, 18 руб. за 1 литр, но за ним очереди. "За четыре года цены на метан выросли с 13 рублей за литр до 18, но все равно он самый экономичный, – утверждают автовладельцы. – К сожалению, заправиться метаном – проблема: его мало где продают. К примеру, на Карцинском шоссе очередь "выезжает" даже на проезжую часть. А куда деваться?"
Проехала вечером, убедилась сама. Метан на АЗС на Карцинском шоссе ожидало около двух десятков машин. Автовладельцы уверяют – это еще мелочи, бывает гораздо больше.
А что с бензином? Доходит информация, что в ряде регионов он дешевеет. "Незначительно, – говорят водители. – Копеек на 10". Если что и подешевело, то это пропан. В прошлом году в силу ряда причин его цена возросла до 34-35 рублей за литр. Сейчас она возвращается в привычное русло, порядка 25 рублей. Этот факт подтверждает и министр экономического развития республики Заур Кучиев. "Если говорить о пропан-бутановой смеси, то в течение последних полутора – двух месяцев цены снижаются на 50 копеек каждые две недели, т.е. возвращаются к значению до того момента, когда в прошлом году произошел резкий скачок цены на пропан-бутановую смесь в связи с целым рядом обстоятельств. Сегодня стоимость пропана на уровне 25 руб. 40 коп. А в ближайшее время ожидается снижение до 24 рублей 90 копеек. Что касается бензина, пока тенденции на снижение нет, хотя в оптовой торговле цена на бензин по некоторым позициям снижается. Но здесь надо понимать специфику структуры цены на топливо в Российской Федерации. В основном цена формируется за счет налогов, в том числе акцизов, транспортного налога и других. Доля цены на нефть всего 15 -20%, остальное переработка, транспортировка и, как я сказал, налоги, которые имеют целевой характер – направляются в Дорожный фонд страны. Поэтому ожидать падения розничной цены на бензин не стоит из-за специфики ее формирования".
Удалось получить комментарий и у заместителя руководителя УФАС по РСО–А Георгия Кайтукова.
"Предыдущее повышение стоимости газомоторного топлива произошло в августе–сентябре 2021 года из-за аварии на перерабатывающем комплексе, который обеспечивал 40% внутреннего рынка. Возникла некоторая угроза дефицита, и из-за ажиотажа на оптовых рынках цена тогда поднялась на 20-30% – до 35-36 рублей за литр. Благодаря мерам ФАС и Правительства РФ по перераспределению поставок с внешнего рынка на внутренний дефицита удалось избежать, а по мере восстановления объемов переработки цена понемногу стала снижаться. Сейчас, когда внешние рынки для поставок почти закрыты, предложение сравнивается со спросом, и цена возвращается к докризисному уровню 26 – 27 рублей за литр. Есть прогноз, что снижение будет происходить и дальше. Ситуация по бензину чем-то схожа, но не настолько явная. Российские производители нефтепродуктов оказались отрезанными от внешних рынков, но объемы производства остаются прежними. Предложение начинает догонять спрос, и цена на оптовом рынке начинает снижаться. Таким образом, по мере снижения ранее (по прежним ценам) закупленных торговыми предприятиями объемов и партий можно ожидать некоторого снижения цен и на АЗС. За вторую декаду марта снижение средних розничных цен на бензин на АЗС в РСО–А составило порядка 1%".