Конкурентоспособность университета – это способность готовить высококвалифицированных специалистов, разрабатывать новшества в своей области, вести эффективную воспроизводственную политику.
Можно выделить ряд базовых характеристик, которые отличают университеты мирового класса от обычных: высокая квалификация профессорско-преподавательского состава; высокие показатели научно-исследовательской работы; качественное обучение; большой объем финансирования из государственных и частных источников; талантливые студенты; наличие обучающихся из-за рубежа: академическая свобода; четкое распределение функций и автономность управленческих структур, гибкость в принятии решений; современно оборудованные помещения для обучения.
Уровень развития образования определен важнейшим критерием социально-экономического развития государства, поэтому весьма актуальной представляется попытка подойти к решению проблемы качества образования комплексно.
Управление любой организацией как системой включает подсистему менеджмента качества наряду с другими подсистемами. Общая цель управления не будет достигнута, если каждая из подсистем будет преследовать собственные цели, не вписываемые в общую цель вуза. Международные стандарты ИСО 9000 определяют следующие принципы менеджмента качества: ориентация на потребителя; лидерство руководителя; вовлеченность работников; процессный подход; системный подход; постоянное улучшение; принятие решений, основанных на фактах. Подход к разработке и внедрению менеджмента качества состоит из нескольких этапов:
разработка политики и целей организации в области качества;
установление процессов и ответственности;
установление и определение необходимых результатов;
разработка методов для изменения результативности и эффективности каждого процесса;
определение результативности и эффективности каждого процесса; предупреждение несоответствия и устранение причин; разработка и применение постоянного улучшения системы менеджмента качества.
Выполнение требований, предъявленных к качеству образования, предполагает выполнение следующих условий:
постоянно действующий мониторинг текущей и перспективной потребности в специалистах определенного профиля и уровня подготовки на региональном рынке труда, что должно лечь в основу формирования контрольных цифр приема в высшие и средние профессиональные образовательные учреждения;
создание системы независимой оценки качества подготовки специалистов на региональном уровне;
введение нормативов на материально-техническое, методическое и кадровое обеспечение образовательных учреждений в зависимости от профиля и уровня подготовки специалистов;
обеспечение эффективной системы перехода обучающихся с одной ступени образования на другую;
реформирование системы управления образованием.
Основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного специалиста, конкурентно способного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего специальностью и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективному выполнению профессиональных обязанностей на уровне требований мировых стандартов. Основой профессиональной деятельности современного специалиста – выпускника профессионального образовательного учреждения – является выполнение следующих основных функций: целеполагания, планирования, организации, управления, регулирования и контроля.
Анализ качества образовательного процесса включает традиционные методы наблюдения за результатами учебного процесса по конкретной дисциплине. Имеется в виду анализ качества усвоенных студентами знаний и умений, их учебных достижений, в том числе, профессиональных знаний, умений и профессионально значимых качеств личности, выраженных в форме компетенций, с помощью ряда конкретных процедур. В их числе: входной контроль для информации о готовности обучаемых к учебной деятельности по усвоению нового материала; текущий или промежуточный контроль после каждой единицы усвоения знаний для выявления пробелов; итоговый или заключительный контроль для оценки качества усвоения. Он осуществляется с помощью устных опросов, письменных самостоятельных, контрольных работ и тестов, зачетов и экзаменов, рецензирования, защиты и оценки курсовых и дипломных проектов и т. д. Мониторинг качества образовательного процессов выявляет: а) несоответствие учебной программы требованиям государственного образовательного стандарта; б) недостаточность консультаций или их неадекватность соответствующим программам; в) использование устаревших учебных пособий; г) неэффективные средства проверки; е) несоответствие показателей качества нормам, указанным в руководящих документах.
Университеты мирового класса – это такие заведения, которые вносят значительный вклад в развитие и распространение знаний благодаря проведению опережающих научных исследований; преподавание с применением наиболее инновационных программ и педагогических методов. Они внедряют научно-исследовательскую деятельность в качестве неотъемлемого компонента учебного процесса; готовят конкурентоспособных специалистов, которые добиваются значительных успехов не только в ходе обучения, но и, что более важно, после окончания вуза.Эти конкретные достижения в обучении с признанием успехов вуза международной общественностью и выводят университет на уровень мирового класса.
В настоящее время, к сожалению, оптимального решения не найдено, отсутствует общепризнанная и научно обоснованная стратегия развития российской высшей школы, которая предусматривала бы создание в нашей стране достаточного числа университетов мирового класса. В этих условиях для каждого российского вуза и всей высшей школы в целом особую важность приобретает вопрос о поиске и выборе пути своего развития, моделей интеграции науки и образования и механизмов формирования университетов мирового класса.
Одной из основных причин, побудивших начать реформирование высшее образование, явилась слабая экономическая окупаемость различных институтов высшего образования. Процесс реформирования весьма активно продолжается и в настоящее время. Актуальным представляется вопрос об оценке конкурентоспособности федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.
С государственной позиции критерии экономической и социальной эффективности призваны отражать взаимосвязь образования, образовательного уровня с увеличением, наращиванием интеллектуально-образовательного потенциала страны, ее национального богатства, валового внутреннего продукта, доходов федерального, региональных и местных бюджетов.
Бюджетное финансирование такой сложной многофункциональной и многоцелевой системы, как высшее профессиональное образование, осуществляется нерационально и не соответствует основному принципу бюджетного финансирования – предоставления бюджетных средств при обеспечении наибольшей результативности от их использования, что требует формирования новых механизмов финансирования,а следовательно, и изменения механизмов использования финансовых ресурсов высшими учебными заведениями.
Разработка стратегического плана или программы – это прежде всего творческая задача, направления и параметры решения которой во многих случаях трудно, а иногда и невозможно заранее определить. Поэтому, чем больше в конкурентных преимуществах стратегической компоненты, тем сложнее сопоставить эти преимущества, оценить конкурентоспособность субъектов.
Конкурентоспособность высшего образования в первую очередь представляет собой более высокую отдачу от вложения бюджетных средств в образование, чем от вложений в другие сферы экономики, при условии снижения потерь от государственного перераспределения средств бюджета в пользу образования. Именно опережающее развитие конкурентоспособности высшего образования проявляется в социальной стабилизации общества, повышении уровня жизни населения, позиции страны на международных технологически рынках. Конкурентоспособность в масштабах национальной экономики определяется изменением трудового и научного потенциала, ростом производительности труда и ростом ВВП.
Субъективный характер определения статуса университета мирового класса означает, что учебные заведения пытаются развивать те характеристики, которые учитываются при составлении рейтинга и легко измеримы. В этом контексте можно оценить научно-исследовательскую деятельность, публикации, индекс цитируемости и награды, в то время как качество преподавания весьма трудно поддается количественной оценке. И не удивительно, что во всех попытках вузов заявить о своих достижениях в центре внимания стоят критерии, свидетельствующие о научной работе. Нет попыток измерить и оценить качество преподавания или образовательную деятельность. Подразумевается, что если вуз ведет жесткий отбор абитуриентов, то и качество обучения будет на высоком уровне.
Между тем желание абитуриентов участвовать в конкурсе может быть вызвано престижем университета, его репутацией, которые основаны, скорее, на научных достижениях, чем на качественной академической подготовке.
В связи с переводом российской экономики на рыночные отношения и возникновением рынка труда специалистов с высшим профессиональным образованием социальная эффективность образовательной системы увязывается с потенциальной возможностью трудоустройства молодых специалистов, выпускаемых высшими учебными заведениями. Ввиду отсутствия непосредственного заказа на специалистов высшей квалификации со стороны организаций, заявок на их подготовку в определенном вузе, системы адресного распределения выпускников наблюдается несоответствие между структурой и объемами рыночного спроса и предложения.
Только ориентация ведущих университетов на неизбежную победу в глобальной конкурентной борьбе может создать психологический климат, необходимый для выращивания молодых специалистов, способных к продуманным активным действиям в нужном для страны и ее бизнеса направлении.
В настоящее время отсутствует общепризнанная и научно обоснованная стратегия развития российской высшей школы, которая предусматривала бы создание в нашей стране достаточного количества университетов мирового класса. В этих условиях для каждого российского вуза и всей высшей школы в целом особую важность приобретает вопрос о поиске и выборе пути своего развития, моделей интеграции науки и образования и механизмов формирования университетов мирового класса.