Многие думают: когда наступает весна и природа начинает пробуждаться от зимней спячки, наш организм тоже должен взбодриться и "расправить крылья". На самом деле в прекрасные апрельские и даже майские деньки людей часто одолевает синдром весенней усталости.
Причины этого вялого и безрадостного явления вполне очевидны: к весне наш организм изматывается и истощает свои ресурсы, в эту пору очень низкая интенсивность обмена веществ, а перезимовавшие овощи и фрукты дают нам все меньше витаминов и микроэлементов. Кроме того, организм стремится приспособиться к перепадам атмосферного давления и температуры. Длинный световой день перенастраивает наши биологические часы, которые контролируют работу сердца, легких, желудка, мозга. Именно в это время мы очень ранимы и уязвимы и физически, и психологически.
Вперед – в "волны нового тепла"
Для школьников эта картина осложняется еще парой обстоятельств. Школьные программы выстроены таким образом, что именно во второй половине учебного года изучается самый трудный и объемный материал. В конце весны начинается ряд сложных четвертных, годовых и прочих итоговых контрольных и аттестаций, а "понурый" организм должен как-то справляться со всем этим потоком ответственных сложностей (кося глазом на папу с мамой, которые ожидают красивого табеля и прочих достижений).
И если в последней четверти ваш ребенок начинает лениться, скандалить или изводить своей непонятливостью, понаблюдайте за ним, может быть, он просто страдает от весенней усталости и увеличившихся нагрузок? На это могут указывать следующие особенности поведения:
* делает "глупые ошибки" в тетрадях по тем предметам, в которых раньше был успешен;
* подолгу сидит без дела, болтает ногами или перебирает в руках предметы;
* стремится дольше обычного сидеть за компьютером, играя или читая новости в соцсетях, возбуждается от это больше обычного;
* не может заставить себя сесть за уроки либо делает их быстро и плохо, чтобы отделаться от них, хотя раньше этого не наблюдалось;
* больше обычного вял, капризен или сонлив;
* засыпает в непривычное для него время;
* часто грубит или обижается;
* не сразу реагирует, когда к нему обращаются;
* забывает завершать обычные процессы: убирать за собой одежду или посуду, ставить на место книжки, игрушки и другие вещи;
* сидя на стуле, принимает такую позу: одна нога – под себя, голова – на руке;
* стал прогуливать уроки или опаздывать на них;
* появились темные круги под глазами;
* чаще болеет.
Если вы наблюдаете у ребенка более половины признаков из этого списка, то один отдых и витамины ему мало помогут, здесь может потребоваться консультация врача. Педиатр или невролог посоветуют средства, которые приведут организм в "кондицию" и помогут справиться с повышенными нагрузками.
Если ситуация не настолько острая, то хорошо бы просто следовать общим рекомендациям психологов для усталых "весенних" школьников. Больше двигаться, спать, есть правильную еду, обнимать и гладить, гасить конфликты, честолюбие в отношении оценок, уважать детскую лень, беречь себя.
Чтобы жить мирно и счастливо, хорошо учиться и спокойно "въезжать" из весны в лето, ребенку нужна добрая мама. Позаботьтесь о себе: хороший сон и полезная еда, прогулки и немного физической нагрузки, приятные встречи, события и маленькие радости для вас – это благо для всей вашей семьи! Ведь скоро придет настоящее лето и всех одарит новыми силами, окрылит и закружит, а пока нужно аккуратно и нежно отскрести от себя остатки зимы, надышаться свежим воздухом и войти в волны нового тепла.