Кто сказал, что сейчас школа должна перестать быть фундаментом знаний? Или же с учителей снято бремя воспитательной функции? Наоборот, в нынешнее время как никогда наши взоры обращены в сторону школы в надежде, что именно она будет формировать личность с активной гражданской позицией, со стремлениями в жизни и умением ориентироваться в окружающих реалиях. Что именно там ребенок приобретет наставника, за которым не только сможет пойти в мир физики, математики или литературы, но и познает общечеловеческие ценности, принципы морали и усвоит важные поведенческие установки.
Но все надежды вдребезги разбиваются об уже набивший оскомину аргумент: "Нам некогда, мы готовимся к ЕГЭ". Он был весьма убедителен в самом начале новой системы, когда педагоги пребывали в растерянности перед незнакомым форматом итоговой аттестации. А сейчас больше похож на отговорку, основанную на нежелании интегрировать в работу новые методики, менять привычные поурочные планы и отказываться от устаревших подходов.
Пока часть учительского сообщества готовит возражения, которые, аки тухлые помидоры, будут лететь в мою сторону, я добавлю, что подобные выводы касаются далеко не всех педагогов, и благо у нашего образования все же есть флагманы, которые будут вести всю флотилию вперед. Но будем откровенны – до материка доплывут не все: инертные, скучающие на мастер-классах преподаватели, скорее всего, затонут в рутине…
Только вот в чем беда: каким бы новатором ни был учитель, он в одиночку не сможет повести корабль. Школа – это же не маленькая шлюпка, которой можно управлять одним веслом. Нужна мощная во всех смыслах команда единомышленников во главе с капитаном, понимающим истинную цель этого путешествия. А она, хоть и сложна по своему содержанию, максимально проста в своей формулировке – дать ученикам образование и воспитание, подготовив их к самостоятельному плаванию. И тут уж, как ни крути, большая (подходят оба варианта ударения) ответственность лежит на управленце – директоре образовательной организации. Да-да, я подчеркну это еще раз: руководитель школы – это, прежде всего, менеджер. И замечательно, если он эффективный. В противном случае баркас медленно пойдет ко дну, и ему даже для этого не понадобится айсберг.
Мы с таким воодушевлением говорим о модернизации образования, об обновлении материально-технической базы… Но забываем, что обновить нужно и кадры. Нет, что вы, не уволить, а обновить: встряхнуть, вложить новые знания, дать новые возможности. Которые должны (!!!) применяться на практике, а не оставаться в архивных папках на рабочем столе. Давайте научимся не просто уважать опыт, а ценить его и использовать по назначению.
Когда перед нами современная школа – не на словах, а на деле – с передовыми технологиями, с функционирующими проектами разного направления, отвечающая всем нормам и требованиям – то и во главе нее должен стоять человек, который будет соответствовать всем этим критериям. И я сейчас не о возрасте, а о мотивации: руководители борются за стабильность своего рабочего кресла, хотя должны все эти ресурсы направлять на развитие образовательной организации, на повышение ее показателей (не де-юре, а де-факто).
Нынешняя школа – это территория доверия, поддержки индивидуального развития детей, формирования здорового безопасного образа жизни, активного поиска и исследований, умения мыслить, анализировать и систематизировать информацию. Конечно, это сложно. Конечно, на это влияет много факторов. Но измените хотя бы один! Начните создавать условия для этих перемен, особенно если вам уже оказали в этом содействие – сделали ремонт, предложили реализацию интересных программ… Но выйти из зоны комфорта – это еще сложнее, чем одновременно готовить к ЕГЭ и давать знания по предмету.
Ах, если бы был факультет, который готовил квалифицированных менеджеров для школ! Но у нас в образовании в принципе с кадрами – картина в мрачных тонах… Однако и здесь, как и в любой другой отрасли, нужно разыскивать таланты, взращивать их и давать возможность проявить себя. Тем более, что в Осетии уже есть положительные примеры, когда молодые и креативные ребята оправдали оказанное им доверие. Потому что у них был стимул, в них играли здравые амбиции и еще не выгорело желание работать.
Возможно, есть некая доля авантюризма в том, когда руководителем школы ставят, пусть и перспективного, но имеющего небольшой послужной список специалиста. Однако у этой стратегии гораздо больше шансов оказаться выигрышной, чем у попытки произвести горизонтальную рокировку… Как вы помните, от перемены мест слагаемых сумма-то не меняется. Мы хотим перемен, свежих взглядов, идей? Почему бы не пойти по вертикали и не поискать кадры внутри самой школы? Уверена, вы обнаружите ценные находки. Если, конечно, смотреть без привычных для нас шор и заискиваний в духе местного хионизма: они зачастую мешают разглядеть профессионализм или его отсутствие.
Разумеется, отказаться от выработанного годами желания "показать красиво" (заметьте, не "сделать", а "показать"!) сложно в одночасье. Если в вашей школе априори нет дисциплины, зачем ее искусственно создавать за 15 минут в преддверии рабочего и вполне себе рядового визита министра? Ах да, потому что так проще. Причем всем: и директору, и коллективу, и ученикам. И мне даже не хочется подбирать сравнения, на что похожи эти игры… Кого мы пытаемся обмануть? Ведь по итогу в иллюзиях остаемся жить мы сами. А точнее – вы, упорно веря, что созданный на словах статус рано или поздно не придется подтверждать делами. Только вот время собирать урожай подходит все ближе. И мне очень жаль, что вам не стыдно за пустые поля…