– Сейчас, когда дети начинают узнавать итоги экзаменов, возрастает роль родителей, которые являются для школьников абсолютным авторитетом. Не всегда баллы, набранные на ЕГЭ, соответствуют их ожиданиям. В итоге ребенок расстраивается, в том числе из-за страха разочаровать родителей. Очень важно, чтобы в этот момент на него не оказывали давление и поддержали самые близкие, его семья. Реакция старших на результат должна быть адекватной, не стоит быть излишне категоричными, – рассказывает психолог ГБОУ "КРОЦ" Карина Хачирова, с которой мы поговорили в дни оглашения баллов.
И хотя основной период государственной итоговой аттестации-2022 продолжается, большая часть экзаменов уже позади. Сейчас появляются новые поводы для волнений – их результаты. Напомним, что на получение аттестата о среднем общем образовании влияет успешная сдача двух обязательных экзаменов – математики и русского языка. Однако тем выпускникам текущего года, которые не смогут преодолеть минимальный порог по данным предметам, не стоит отчаиваться – у них есть еще две попытки для пересдачи: в резервные сроки основного периода и дополнительного осенью. В этом году резервные сроки продлятся с 23 июня по 2 июля, дополнительный период – с 5 по 20 сентября. В это время пересдать ЕГЭ могут не только школьники, получившие неудовлетворительные результаты по двум обязательным предметам, но и те, кто не явился на экзамен по уважительной причине, подтвержденной документально, выпускники, которые не смогли завершить экзаменационную работу по уважительной причине, и те, чьи результаты были аннулированы не по их вине (для этого нужно подать апелляцию и получить право на пересдачу).
– Сдача экзаменов для детей – дело ответственное, которое редко обходится без тревог и волнений. Как показала практика, самыми тревожными в экзаменационный период становятся родители выпускников, хотя именно они должны и могут помочь ребенку справиться с эмоциональным напряжением, – отмечает Карина Хачирова. – Именно поэтому мы с моими коллегами стараемся проводить профилактическую работу стрессовых состояний, а также подготовили несколько рекомендаций для родителей, как вести себя с ребенком во время государственной итоговой аттестации.
Как оказалось, не все мамы и папы до конца понимают, что значит – поддержать выпускника. Здесь сложно обойтись исключительно вербальной коммуникацией и вскользь брошенной фразой: "Не переживай, сынок, ты справишься". Психологи консультационного центра подчеркивают, что поддержка – это прежде всего вера в успех своего ребенка, причем неодномоментная: "Поддерживать старшеклассника – это всегда подбадривать, хвалить, отмечая даже маленькие достижения. При этом важно избегать подчеркивания промахов. Родители должны уметь, а главное, хотеть, демонстрировать любовь и уважение к ребенку".
– Наверное, самому процессу оказания поддержки тоже нужно учиться.
– Да, но для этого нужны и время, и внимание старших. Поддержку можно оказывать по-разному. И добрыми словами, например: "У тебя все получится!", "я буду всегда рядом с тобой!" и т.д. При этом следите за мимикой, жестами: у вас должны быть доброжелательное выражение лица, позитивный тон высказываний, прикосновения – мягкими, теплыми. Также стоит подумать о совместных действиях (прогулки, спорт, какой-то досуг...) Детям, которые нам кажутся уже совсем взрослыми, тоже необходимо проводить время с семьей. И вот чего уж точно нельзя делать, так это постоянно использовать в своих высказываниях частицу "не" и слово "должен", а также рассматривать ГИА как единственный фактор, который имеет значение для будущего ребенка. Осознание последнего пункта желательно планомерно воспитывать в подростках на протяжении всего периода обучения, ведь ключевая цель образования – это знания, а не итоговые оценки.
– Получается, что положительный эмоциональный фон – едва ли не первостепенное, что нужно поддерживать в доме. Разумеется, это стоит делать всегда, но в такой период – особенно.
– Любой специалист скажет, что родители должны быть спокойными, уравновешенными, доброжелательными в общении с ребенком. Поэтому так важно им начать с себя: взрослые первыми должны осознать, что ЕГЭ – это просто очередной этап в жизни, а не повод для нервозной атмосферы общения в доме. Тогда им будет легче поддерживать и рабочий настрой у школьников, правильно мотивировать их к учебе. На протяжении периода экзаменов стоит проявить больше чуткости и тщательнее наблюдать за самочувствием выпускников. Повторюсь еще раз: снижайте собственную тревожность – детям всегда передается волнение родителей. Следите за состоянием здоровья выпускника. Никто, кроме родителей, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение физического состояния ребенка, связанного с переутомлением.
Порой нам, взрослым, сложно сдерживать свои мысли и эмоции, но этот контроль – только во благо, особенно когда речь идет о детях. А потому недопустимо критиковать их после экзамена, проявлять озабоченность и тревожность в связи с количеством баллов, которые ребенок получил на ЕГЭ. "Попробуйте пойти совсем другим путем: например, заверьте дочку или сына, что вы любите их вне зависимости от полученных баллов. Этот принцип должен распространяться и на весь процесс обучения, но начать никогда не поздно, – подчеркивают специалисты центра. – Поздравьте своего ребенка с получением нового опыта экзаменационных испытаний, с каким бы знаком этот опыт ни получился. И непременно внушите школьнику мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей. Ведь мы то с вами точно знаем, что он может больше – завтра, через месяц, но сможет! При иной установке каждое подобное испытание будет провоцировать стресс у него, даже когда он станет взрослым".
На самом деле, ничего невозможного психологи не предлагают. Выполнение всех этих рекомендаций – не сложнее сдачи того самого единого госэкзамена, который написали ваши дети. Они справились. Теперь – ваша очередь.