Их социальная значимость и востребованность становятся очевидными, тем более когда все больше игнорируются нормы писаного, государственного права, закрепленные в соответствующих законах. Обычаи имеют не только прошлое, но также настоящее и будущее, поэтому их неприятие разрывает историческую связь времен.
О социальной ценности и актуальности сохранения обычаев и традиций все чаще говорят в народе, пишут в публицистической и научной литературе, отмечают в своих выступлениях известные политические и государственные деятели. По данному вопросу Президент РФ В.В. Путин неоднократно высказывался в своих выступлениях на разных форумах, посланиях Федеральному собранию. В них он неизменно подчеркивает значение опыта прошлого, в том числе в части обычаев и традиций. Так, рассуждая об изменениях, внесенных ныне в Конституцию РФ, он отметил, что в работе по совершенствованию нашего основного закона необходимо учитывать опыт прошлого конституционного законодательства. Это явно просматривается в обновленной Конституции России. Речь идет о таких новых ее положениях, как преемственность в развитии российского государства; почитание памяти защитников Отечества; воспитание патриотизма и гражданственности; уважение к старшим.
В наше время с каждым днем все более очевидным становится необходимость мобилизации не только экономических ресурсов, но также правовых и духовных. В этом смысле представляют интерес слова Владимира Путина, сказанные в другом его выступлении 9 Мая 2022 г. на празднике Великой Победы: "Мы никогда не откажемся от обычаев наших предков". При этом он имел в виду прежде всего традиционные подвиги наших предков по защите своего Отечества, сложившиеся обычаи воинского служения и преданности Родине.
Если говорить об осетинских обычаях, то они давно вызывали большой интерес у известных ученых и стали предметом научных исследований, где неизменно подчеркивается их самый высокий статус в общественном сознании и строгое, неуклонное их соблюдение. Так, Н. Берзенов в 1850 г. писал: "У осетин обычаи заменяют законы. Осетин, нарушивший общечеловеческие права, никогда не нарушает обычая, утвержденного давностью, и осужденный приговором общества без сопротивления склонится перед карающим обычаем, без ропота понесет наказание".
В 1871 г. исследователь и знаток осетинских обычаев доктор права В. Пфафф отмечал: "У осетин нет законов, но весь порядок их общежития основывается на обычаях, которые действуют со всей силою неизменных законов природы, не позволяющих ни малейшего отступления от них и ни малейшего исключения". На силу воздействия обычаев на поведение человека, их социальный статус обращали внимание крупные ученые европейского уровня.
В наше время, особенно в последние два десятилетия, все чаще подчеркивается социальная ценность обычаев и традиций в регулировании общественных отношений. Так, председатель Конституционного суда России В. Зорькин обращает внимание на социальную ценность норм неписаного права – обычаев. По его мнению, неписаные законы составляют корневую основу в любой государственно-правовой системе. Мы должны, отмечает он, серьезно, ответственно и бережно учитывать и использовать сохранившиеся в российской социальной ткани неписаные нормы здоровой массовой моральной регуляции.
Прежде чем рассмотреть некоторые осетинские обычаи, отмечу, что между ними и национальными обычаями народов Кавказа много общего. Вместе с тем осетинские обычаи имеют также свои особенности в силу разных обстоятельств как природно-географического, так и исторического характера. Если иметь в виду первое, то и сегодня очевидно, что люди, живущие в горной местности, заметно больше сохранили элементы традиционной культуры, чем те, кто живет на равнине. Это можно заметить даже между сельскими и городскими жителями. Не менее значительный отпечаток накладывает на общественное сознание и история народа. Если иметь в виду осетин, то после катастрофического монголо-татарского нашествия в XIII в. их предки – аланы были вытеснены с предкавказской равнины в горы Центрального Кавказа. Почти пятивековая жизнь в автономных горных ущельях с крайне суровыми природно-климатическими особенностями, при острейшей нехватке плодородной земли, вынуждала людей вырабатывать соответствующие неписаные нормы поведения, обязательное соблюдение которых становилось условием их выживания.
Социологическими исследованиями установлено, что за такой значительный период времени формируется новый социальный код народа со своими обычаями и традициями. Историк Д. Лавров, наблюдавший долгое время за бытом и поведением осетин в XIX в., писал: "Материальные лишения, экономическая непроизводительность, составляющие подкладку политической жизни осетинского племени в продолжительный период его существования в Кавказских горах, отразились весьма значительно на своеобразном суровом спартанстве обычаев и привычек осетин, воздержанности их в образе жизни и вообще в сильном предубеждении к излишеству и баловству".
Рассмотрим некоторые из них. В первую очередь это обычай глубокого уважения к старшим и, по моему мнению, старейший из обычаев догосударственной жизни, возникшей еще в патриархальный период человеческого общежития. Это связано с тем, что люди старшего возраста с учетом жизненного опыта и знаний лучше разбираются в вопросах жизнедеятельности, больше способны к рациональному мышлению и, следовательно, к определению соответствующих, необходимых норм и форм социального поведения в тех или иных жизненных ситуациях. Все это и предопределяет востребованность знаний и опыта старших, их социальный статус в обществе, необходимость уважительного отношения к ним, что укрепляет преемственность поколений, их историческую и социальную связь.
Обычай почитания старших существует у всех народов Кавказа, но особенно развит у осетин, поскольку они жили в невероятно сложных суровых горных условиях. Поэтому жизненный опыт старших имел особое значение для младших, подсказывал те или иные оптимальные формы поведения в разных природно-климатических и социальных условиях жизни. Чувство глубокого уважения к старшему у детей начинали воспитывать с самых ранних лет. Известный ученый, профессор Л. Чибиров считает, что о степени воспитанности человека, его культуре в осетинском обществе принято было судить прежде всего по его отношению к старшим. На его взгляд, высказанное С. Фарлароским мнение о том, что осетины – самый этикетный народ, не лишено оснований, поскольку нормы поведения людей по отношению к старшему свидетельствуют о высоком уровне культуры народа.
Из многочисленных свидетельств об этом путешественников и исследователей дореволюционного быта осетин приведем лишь слова Н. Дубровина, который подчеркивает наиболее характерные черты этого обычая. "Основою семейного быта осетин, – пишет он, – служит уважение к старикам и вообще к людям пожилых лет. Уважение это простирается до того, что каждый считает непременною своею обязанностью вставать при входе старшего и приветствовать его, даже если он был из низшего происхождения. Учтивость эта, никогда не нарушаемая, соблюдается в семействе с особою строгостью".
Социальная ценность и востребованность данной нормы обычного права к настоящему времени стала настолько очевидной и актуальной, что в п. 4 ст. 67.1 Конституции России закрепляется положение об уважении к старшим.
Высокого социального и государственно-правового внимания и признания ныне находит и институт семейного воспитания. В прошлом он имел место у многих народов Кавказа и именовался как обычай аталычества. Он, как отмечают в известной книге "История народов Северного Кавказа", написанной крупнейшими учеными-кавказоведами, бытовал среди осетин, адыгов, абазин, карачаевцев и других народов Северного Кавказа. Суть его сводится к тому, что родители для воспитания достойных детей лишали себя естественной родительской любви и привязанности к ним и отдавали их в чужие семьи. Между аталыком (воспитателем) и воспитанником устанавливались близкие отношения, не уступающие кровному родству, причем воспитанник был даже больше привязан к аталыку, чем к своим родителям. Кроме того, воспитанник считался родственником не только семье аталыка, но и всего его рода. По истечении срока воспитания аталык в сопровождении ближайших родственников возвращал хъана (с осетинского – мальчик, оставляемый на воспитание в чужую семью) в его родительский дом, где в торжественной обстановке происходила передача юноши родным и всему его роду. При этом юноша должен был в присутствии многолюдной толпы продемонстрировать все то, чему его обучал аталык, включая знание норм обычного права. Отмечу, что среди 32 генералов-осетин Российской императорской царской армии было немало тех, которые прошли через институт аталычества.
С развитием человечества и формированием новой цивилизации со своими достоинствами и недостатками, заметным ослаблением традиционных ценностей и норм обычного права тем не менее все больше осознается социальная ценность семьи и семейного воспитания. Неслучайно в п. 4 ст. 67.1 обновленной Конституции РФ предусматривается приоритет семейного воспитания, хотя оно в наше время приобретает свои особенности. Ныне вместо аталычества наступают времена гувернантства, когда материально обеспеченная семья нанимает воспитателя для своего чада. Это сегодняшние реалии нашей жизни как объективная закономерность, как неизбежные новации каждой эпохи.
Значительному развитию аталычества, как и другому кавказскому обычаю – гостеприимству, у осетинского народа способствовала его ментальность, толерантность и склонность к космополитическому образу жизни, когда для человека не имеет значения место его пребывания, поскольку он уживается в любой среде обитания и чувствует себя комфортно. Об этом свидетельствует то, что многие осетины живут в разных регионах бывшего Советского Союза, Российской Федерации, в разных государствах. И в самой Осетии, с небольшой территорией, проживают более 110 национальностей с разной культурой, бытом, обычаями и традициями, имеют больше всего межнациональных браков, придерживаются разных религий, преимущественно – христианства. Неслучайно, основоположник литературного осетинского языка известный осетинский поэт К.Л. Хетагуров, писал:
"Весь мир – мой храм,
Любовь – моя святыня,
Вселенная – отечество мое!"
Такое восприятие мира и место в нем себя, конечно же, стало основой формирования обычая гостеприимства и придания ему чуть ли не сакрального значения. Нарушение его считалось большим позором не только для самого виновника и его родственников, но и для всех его ближайших однофамильцев. Если гостем оказывался даже враг хозяина, но успевал сказать: "Я ваш гость", хозяин обязан был оказать ему все почести, накормить и проводить до конца села, охраняя его безопасность и оберегая от всяких невзгод и неприятностей. Прекрасный знаток Осетии Вахушти Багратиони отмечал: "Осетины умеют воздавать почести даже чужестранным гостям и невредимо охранять их, никто не смеет причинить вред чьему-либо гостю, ибо за него положит голову вся фамилия".
Затрагивая вопрос о соотношении новации и традиции, президент Путин сделал также чрезвычайно важный как для социологической науки, так и практики государственно-правового строительства, вывод: "Новации не означают отрицание традиций, они есть их продолжение, развитие". Со временем, на мой взгляд, оправдавшие себя новации становятся традициями. Так, в числе мероприятий, символизирующих признательность и уважение к тем, кто защитил нашу Родину от немецко-фашистских захватчиков, можно назвать новацию – общественно-патриотическое движение, возникшее в 2012 году – "Бессмертный полк", проводимый в День Победы. Он постепенно становится традицией, свидетельствующей о сохранении личной памяти о поколении участников Великой Отечественной войны, способствующей воспитанию любви к Родине, к защите ее национальных интересов, что очевидно на фоне поведения украинских неонацистов и открыто поддерживающих их фашиствующих стервятников.
В досоветский и советский периоды осетинская молодежь стремилась к военной службе, где добивалась больших успехов, всеобщего признания и почестей. Высокую оценку воинской службе осетин давали русские цари и многие известные военачальники. Так, 8 августа 1878 г. император Александр II писал:
"Нашему Осетинскому дивизиону Терско-Горского конно-иррегулярного полка.
В ознаменование особенного монаршего благоволения Нашего, за оказанные подвиги мужества и храбрости Осетинским дивизионом Терско-Горского конно-иррегулярного полка в делах с турками в 1877-м и 1878-м годах, всемилостивейше жалуем дивизиону сему Георгиевское знамя с надписью "За отличие в Турецкую войну 1877–1878 годов". Повелеваем: освятить жалуемое знамя, по установлению употреблять на службу нам и Отечеству с верностью и усердием, российскому воинству свойственным".
Высокую оценку воинской доблести и службе осетин давали многие известные военачальники. Так, известный генерал русско-турецкой войны И. Тутолмин говорил: "Молю Бога, чтобы на поле брани оказался вместе с осетинами". Традиции воинской славы, верности присяге, доблести и патриотизма особенно проявились во время Великой Отечестенной войны. Об этом красноречиво говорят их подвиги. 79 уроженцев Северной Осетии стали Героями Советского Союза, 12 получили ордена Славы 3-х степеней, 17 – звание генерала. По числу Героев относительно количества населения осетины занимают первое место в стране. Так, из небольшого в прошлом селения Дигора 6 человек стали Героями Советского Союза, а 2 – полными кавалерами ордена Славы. Поистине Дигору стоит занести в книгу рекордов Гиннесса.
Со временем возникают новые события, явления и процессы. Так, в постсоветский период происходит капитализация социально-экономических отношений, в законодательном порядке закрепляется право частной собственности на землю и природные ресурсы, свобода экономической деятельности, устанавливается рыночная система отношений, право на предпринимательскую деятельность. На этом фоне формируются новые формы сознания и поведения. Ныне часть молодежи все больше ориентируется не на духовные, а на материальные ценности, поэтому формируется новый тип человека, занимающегося предпринимательской деятельностью и преуспевающего в бизнесе. Это уже новация в сфере социальной активности человека, которая постепенно становится традицией. Такая динамика наблюдается и в других сферах социальной деятельности, что является закономерностью нашей жизни.
В заключение считаю необходимым предложить следующее: во-первых, закрепить в законодательном порядке усиление государственной поддержки работы по сохранению прогрессивных национальных обычаев и традиций как части правовой культуры осетинского народа. Во-вторых, в Конституции РСО–А, предусмотреть положение, аналогичное ст. 67.1 Конституции РФ о создании условий, способствующих всестороннему – духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому – развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. В-третьих, с учетом социальной значимости осетинских обычаев как норм неписаного права, в ст. 14 Конституции Республики Северная Осетия – Алания предусмотреть п. 5 следующего содержания: "Осетинские обычаи являются историческим источником правовой системы Республики Северная Осетия – Алания". Уверен, что мобилизация и оптимизация соотношения законодательных норм и норм обычного права станет залогом прогрессивного развития нашего общества, особенно в сфере формирования правовой культуры и строительства правового государства.