К 110-летию первого издания книги Саукудза Тхостова "Путевые очерки Ирона"
В декабре 2022 года вышли в свет "Путевые очерки Ирона" – собрание трудов Саукудза Цораевича Тхостова (1870–1941), педагога, писателя, яркого представителя осетинской интеллигенции начала ХХ века. Издание подготовлено к печати Институтом истории и археологии Республики Северная Осетия – Алания. Он оставил интереснейшее литературное наследие, включающее путевые записки, работы по краеведению, записи осетинских песен, преданий и сказок, воспоминания о Коста Хетагурове и др.
Имя Саукудза Тхостова – писателя и общественного деятеля начала прошлого столетия, как представляется, сегодня все еще недостаточно известно в Осетии. Это и понятно – труды, вышедшие в начале XX века, не переиздавались, его имя и вклад в развитие национальной культуры или замалчивались, или оценивались тенденциозно. В печати появлялись лишь редкие упоминания о нем.
Саукудз Тхостов был многогранной личностью. По образованию инженер, он был путешественником, педагогом, писателем, собирателем фольклора, мечтал отправиться в кругосветное путешествие, но смог осуществить только часть этого грандиозного плана и прошел по маршруту "южными морями – Черным, Средиземным, Красным, Индийским океаном, через Цейлон, Сингапур, Японию, Владивосток и оттуда – в Маньчжурию…"
Известность С. Тхостову в свое время принесла книга "Путевые очерки Ирона", которая была издана в 1912 г. во Владикавказе в одиннадцати брошюрах. Десять из них были написаны по впечатлениям от морского путешествия, совершенного в конце 1890-х гг. на пароходе Добровольного флота "Воронеж" из Одессы во Владивосток. А одна из брошюр посвящена Финляндии, где С. Тхостов побывал в середине 1890-х гг. до морского путешествия. Часть суммы, вырученной от продажи "Путевых очерков Ирона", автор передал Осетинскому издательскому обществу "Ир" и в фонд поддержки учащейся молодежи. Отношение Саукудза Тхостова к родине, просвещению своего народа, развитию национальной культуры было глубоко жертвенным, подвижническим. Не случайно он взял себе псевдоним Ирон (Осетин). Этим именем подписаны некоторые статьи в дореволюционной периодике, оно есть и в названии автобиографической книги "Путевые очерки Ирона".
Саукудз Цораевич Тхостов родился 16 июня 1870 г. "в патриархальной осетинской семье, состоявшей из 16 душ обоего пола, где не было ни одного грамотного человека, но где трудовое начало было поставлено на первое место". Он появился на свет в селении Тулатово (ныне г. Беслан), куда в середине XIX в. его предки переселились из горного селения Даргавс. Своего отца Цора Темуркоевича Тхостова (1822–1871) Саукудз лишился в раннем детстве, мать Фердоуз Цыцыевна Есиева ушла из жизни, когда ему было около девяти лет. Воспитывался он в семье дяди по отцовской линии.
В середине 1880-х гг. С. Тхостов был принят на казенный счет в Ставропольскую гимназию, где "впервые понял безграничное значение образования", увлекся классической литературой. Одним из его любимых героев стал Аристид Справедливый (ок. 540 – ок. 467 до н. э.): "Я старался подражать идеальной правдивости Аристида, не любившего врать даже в шутку… каковое обстоятельство не позволяло мне прибегать к широко применявшемуся пользованию шпаргалками".
После окончания гимназии Саукудз Тхостов задался целью продолжить образование (1893). Будучи стесненным в средствах, он, кое-как собрав деньги в долг на дорогу, уехал в Петербург. Здесь С. Тхостов жил в крайней нужде, не имея порой и куска хлеба, перебивался частными уроками, но все-таки ему удалось, выдержав большой конкурс, поступить в 1894 г. в престижный Санкт-Петербургский институт инженеров путей сообщения. Еще будучи студентом, он начал успешную карьеру инженера, которая в то же время была престижнейшей в России, охваченной бурным железнодорожным строительством, и позволяла ему вести обеспеченную жизнь. Но Саукудз Тхостов избрал иной путь: "Я бесповоротно решил свою судьбу: там, в народе, на родине мое место. Я должен сделаться учителем, и учителем народным. Вот для чего нужны и образование, и инженерство, и средства. И я дал себе Аннибалову клятву: "Ни карьера, ни забота о гнезде, ни женитьба – пока не выполню долга перед народом на этом поприще"… Я стал... рисовать в воображении соблазнительные картины своей будущей просветительской деятельности на своем "погибельном Кавказе…"
И вот в 1900 г. С. Тхостов возвращается в Осетию, 11 июля подает прошение директору народных училищ Терской области о зачислении его в штат сельским учителем. В начале декабря 1900 г. он был назначен заведующим Нижне-Наурским сельским приходским училищем в Чечне и проработал здесь несколько месяцев. В первое время пришлось столкнуться с недоверчивым и даже враждебным отношением духовенства и населения. У него не было педагогического опыта, он не знал чеченский язык. Но вскоре благодаря любви и преданности делу, большой просветительской работе ему удалось завоевать доверие сельских жителей, и уроки русского языка в школе стали посещать не только дети, но и взрослые, и даже представители духовенства.
Комиссары, избранные на Первом съезде осетинского народа (слева направо): Алыкка Карсанов, Николай Абациев, Саукудз Тхостов, Гино Бараков, X. Тулатов. Владикавказ, апрель 1917 г. Фотография из книги: "Аланы старого времени" / сост. Р. С. Бзаров. Владикавказ: Ир, 2020
Летом 1901 г. Саукудз Тхостов возвращается в селение Беслан. Он становится одним из лидеров общественного движения начала 1900-х гг. в Осетии за развитие светского образования и открытие школ министерства народного просвещения вместе с известными осетинскими педагогами Г. Б. Дзасоховым, М. К. Гардановым и X. А. Уруймаговым. В начале 1900-х гг. С. Тхостов добился открытия в родном селении Беслан первой светской школы. Об этом времени он позднее вспоминал: "Здесь после долгой и упорной борьбы с представителями низшей администрации, духовенства и всяких сословий мне удалось построить и устроить по своему плану на облюбованном мною месте образцовую школу, где я проучительствовал в качестве заведующего около четырех лет". В 1903 г. на страницах тифлисской газеты "Кавказ" (№ 301) о С. Тхостове говорилось как об одном из представителей интеллигенции, которые способствуют успехам в развитии просвещения в Осетии. Однако просветительская деятельность неоднозначно оценивалась местными властями. Они устраивали судебные разбирательства, чинили всевозможные преграды и создавали немало трудностей. В результате Саукудзу Тхостову пришлось оставить работу учителя, но он продолжил свою деятельность в попечительском совете Тулатовского сельского приходского училища, был председателем попечительского совета Тулатовского двухклассного сельского училища.
В 1905 г. С. Тхостов перешел на работу в акцизное управление и продолжил заниматься просветительской деятельностью: много лет состоял в Обществе распространения образования и технических сведений среди горцев Терской области, был членом его правления (1912–1915). Будучи в свое время и сам стипендиатом общества, одним из немногих вернул в 1905 г. денежные средства, выделенные на его образование. По приглашению издательского общества "Ир" он выступал с лекциями и беседами в различных селах Осетии. Народный учитель С. Тхостов был одним из организаторов во Владикавказе 1-го Всеосетинского учительского съезда, где 15 июля 1917 г. сделал два доклада: об образовательных экскурсиях и учреждении Кавказско-Горского музея. Саукудз Тхостов одним из первых в Осетии выступил с инициативой развития внешкольного образования, приобщения учащейся молодежи к работе научных экспедиций по изучению родного края и организации ученических научных экскурсий. Он был уверен, что образовательные экскурсии должны научить молодежь видеть красоту природы, любить родной край и отечественную историю. Во время Гражданской войны С. Тхостов был одним из организаторов с 1917 по 1920 г. съездов осетинского народа и участвовал в их работе. 10 апреля 1917 г. на 1-м съезде был единогласно избран первым комиссаром Владикавказского округа, затем в разное время входил в Осетинский национальный совет.
Большую роль в судьбе Саукудза Тхостова сыграл великий осетинский поэт, художник и общественный деятель Коста Хетагуров. Встречи с Коста в 1890-х гг. в Ставрополе и Осетии, а также в Петербурге, беседы с ним, совместное посещение Академии художеств и столичных художественных выставок, сопровождавшееся вдохновенными пояснениями поэта, открыли Саукудзу, в то время петербургскому студенту, новый для него мир живописи, заставили задуматься о просвещении своих соотечественников. В память о Коста Хетагурове С. Тхостов посетил в 1915–1916 гг. родину великого поэта – высокогорное селение Нар, сделал фотосъемку дома и усадьбы, где прошли детские годы поэта. Тогда же он организовал в Наре скачки памяти Коста по осетинскому обычаю.
Нужно сказать и о том, что Тхостов был другом и соратником известного в Осетии народного учителя, писателя и собирателя фольклора Цоцко Амбалова. Вместе с ним и их единомышленниками он организовал I Всеосетинский учительский съезд (1917), объединение "Круг Коста" (1918)...
В 1941 г. С. Тхостов ушел из жизни. Похоронили Ирона в родном селении, на старом бесланском кладбище, где покоятся его предки.
В предлагаемой вниманию читателей книге "Путевые очерки Ирона" собраны произведения, опубликованные при жизни С. Тхостова, а также материалы и документы из государственных и частных архивов. Он внес значительный вклад в развитие национальной культуры XX в., в истории которой, несомненно, займет достойное место.