Пройдясь по проспекту Мира, понимаешь, что главные достопримечательности дореволюционного города находились именно на центральной улице, где имелось все: доходные дома богатых купцов, фешенебельные гостиницы, училища, кинотеатры, фотоателье, клуб с кордебалетом, модные магазины, рестораны и даже единственный памятник в городе – рядовому Архипу Осипову.
Дом купца Абаса Аликперовича Гаджиева располагался на углу Александровского проспекта и Базарной улицы (ныне – пр. Мира и ул. Джанаева). Он был построен в конце XIX века.
На первом этаже двухэтажного здания в разные годы арендовали помещения: книжный магазин с библиотекой-читальней Е.С. Ильиной, аптекарский магазин Бояржинского, торговый дом Шошиевых, магазин готового платья, магазин белья и модных товаров В.П. Кузнецова. На втором этаже находились жилые помещения. А в восточном корпусе, на улице Базарной, поместилось жандармское управление Терской области.
Дом А. Гаджиева был богато декорирован, с элементами барокко, и гармонично вписывался в архитектурный ансамбль Владикавказа. Единственным его ярким отличием среди остальных сооружений города был необычный эркер, размещавшийся на углу здания.
"Почему подобное ему не встречается во Владикавказе, и для чего он был предназначен?" – такой вопрос, наверное, возникал у многих. Но ответа на него не было до сих пор, хотя во многом он кроется в личности самого домовладельца.
Купец Абас Гаджиев – "русскоподданный перс". Таким термином часто именовали тюрок-шиитов из северного Азербайджана, вошедшего в состав Российской империи после заключения с Персией Гюлистанского (1813 г.) и Туркманчайского (1828 г.) мирных договоров, завершивших многолетние войны.
Общего наименования у тюрок-шиитов не было вплоть до 1936–1939 годов, когда в СССР за ними, наконец, закрепилось название "азербайджанцы". Поэтому разобраться, кто в дореволюционной России был этническим персом, а кто – азербайджанцем, непросто.
Первые переселенцы, исповедовавшие шиизм, появились в крепости Владикавказ в 1850-х годах. Почти все они были либо торговцами, либо рабочими. Кроме них, на заработки приезжали разорившиеся представители персидской знати, которые отправлялись на чужбину в поисках работы, а также любители азартных игр, скрываясь от шариатского суда, грозившего им на родине.
Некоторые из мигрантов обзаводились собственностью и обосновывались в городе надолго, но большинство прибывали без своих семей на временные заработки, а затем уезжали назад, к себе домой. Это были жители Закавказья: Елизаветпольской, Бакинской, Тифлисской и Эриванской губерний, а также Персии – в основном, из Тебриза, административного центра восточного Азербайджана.
Переселенцев-шиитов было настолько много, что в 60-х годах XIX века они ходатайствовали перед начальником Терской области, графом Лорис-Меликовым, о постройке во Владикавказе шиитской мечети для совершения религиозных культов на родном языке. Разрешение было получено в 1868–1869 гг., после чего спустя несколько лет мусульманский храм был возведен на улице Московской (ныне – Кирова), возле реки Терек, на отведенном в безвозмездное пользование участке земли.
Шиитская мечеть была построена в персидском стиле с луковичным куполом, увенчанным шпилем с двумя шарами, обозначающими солнце и огонь в арийской традиции. Одним из ее прихожан был и купец Абас Гаджиев. В июне 1963 года здание мечети перестроили под планетарий.
По статистическим данным местного областного правления, в 1903 году персов и тюрок-шиитов в Терской области насчитывалось около трех тысяч человек. Их жизнедеятельность регулировалась персидским консульством, открытым во Владикавказе на улице Евдокимовской (ныне – Максима Горького) в 1890-х гг.
При содействии вице-консула Его Императорского Величества шаха Персидского Терской и Дагестанской областей Мирзы Давуд-хана, женой которого была осетинка Аза Туганова, возле шиитской мечети в конце 1902 года было открыто двухклассное персидское мужское училище "Навруз" – единственное на Северном Кавказе. В нем детей из шиитских семей обучали грамоте и ремеслам. Преподавание велось на двух языках: персидском и русском.
Учитывая эту информацию, разгадка дома Абаса Гаджиева становится очевидной. Взглядываясь пристальнее на дореволюционные фотографии со зданием русскоподданного персидского (азербайджанского) купца, начинаешь замечать на куполе эркера шпиль с шаром, характерным именно для культовых персидских сооружений и символизировавшим в арийской культуре солнце и вселенское яйцо, т.е. рождение мира.
А.А. Гаджиев был человеком состоятельным и глубоко верующим, поэтому в своем доме отвел специальное помещение под домовую шиитскую мечеть. Она находилась на втором этаже, на углу дома.
В советское время арийский шар на шпиле был демонтирован, а эркер, украшенный восточными узорами, – закрыт железом.