Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Республиканская ежедневная газета Республики Северная Осетия - Алания

362015, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, 11, Дом печати
телефон: +7 (8672) 25-02-25
e-mail: gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru

Это волнует всех

[B]Что ж, статья "Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок" (от 25 января 2023 года), как я поняла, многих задела за живое. Звонки и отклики поступали со всех сторон. И не случайно. Ведь дети, внуки, их воспитание, досуг, планы на будущее – это то, что в той или иной степени касается каждой семьи, каждого человека. [/B]

Сколько боли, доходящей порой до откровенного отчаяния, было в отдельных откликах. Сколько обиды, неверия... Но еще больше все-таки надежды и громного желания увидеть что-то новое, наполненное тем, чего так недостает в нашем мире сегодня. Безусловно, сейчас я озвучу некоторые вопросы, а вот отвечу пока только на несколько из них. Как прав бессмертный Козьма Прутков – необъятного не объемлешь.

И хочется, и колется

– Почему далеко не все сегодня могут приобрести художественную литературу для детей?

– Да, в наши дни детская литература продается совершенно свободно. Как говорится, бери – не хочу. Книги, как правило, хорошо изданы, великолепно иллюстрированы. Среди них много познавательных, развивающих, очень нужных. Но ведь цены... Они зашкаливают... Так что понятно: действительно и хочется, и колется... Санкции явно выполнили свою мерзкую миссию: типографские расходы подскочили на много процентов. Однако завалы книг нужно как-то разгребать... И тут, наверное, выход один-единственный – понизить стоимость готовой продукции, сделать "товар" доступнее. Пусть порадуются наши юные читатели. Пусть произведения, и крупные, и поменьше, непременно попадут в руки тех, для кого они предназначены. Вот только как убедить в этом не только наших издателей, но и тех, кто курирует это направление. И разве лучше держать годами залежавшиеся сокровища, которым так нужны добрые хозяева?! Так что книжный рынок явно ждет разумных решений...

Без бумажки ты букашка...

– Мы живем в мире, заваленном канцелярщиной и бюрократизмом всякого рода. Куда ни кинь – везде клин... Это очень мешает работать нормально. Как вы на это смотрите?

– Конечно же, отрицательно. Более того, протестую всем сердцем. Собственно, в России так было давно заведено. Вспомните наших любимых классиков – Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. П. Чехова... Смех сквозь слезы.

Пролетели десятки лет. А воз и ныне там. Да посмотрите же вокруг, рассудите сами. Сколько бумаг разного рода должен сегодня, в общем-то, ежедневно заполнять все тот же педагог... Списки, справки, расписки, графики, отчеты, планы... Дел невпроворот... А еще электронные дневники и классные журналы, посещение родительских чатов и еще, и еще, и еще... Вот и приходится отдавать всему этому львиную долю своего времени, отвлекаясь от прямого общения с детьми. А ведь у человека, ступившего на эту стезю, есть и собственная семья, и собственные дети, и элементарные хлопоты по дому. И, конечно, он (педагог) должен все время как-то и сам расти, потому что наши дни не терпят, вытесняют тех, кто останавливается на дороге. Вот почему превращение учителя в канцелярского работника – это своего рода трагедия для многих. Кое-кто, не выдерживая натиска бумажной волокиты, расстается с тем, что могло бы при другой раскладке стать делом всей его жизни; кто-то выбирает иное поприще. А еще кто-то рано выгорает, что тоже разрушает человека, выбивает его из ритма нормальной жизни и вовсе не способствует улучшению качества труда. Да и все ли эти бумажные "шедевры" – отчеты, графики, справки – потом внимательно просматриваются?! Очень сомневаюсь. Одним словом, учителя буквально стонут под бумажным игом. И хотя об этом прекрасно знают все вокруг, воз и ныне там.

Эх, где вы, куда же вы делись, наши любимые классики – мастера сатиры?! Отхлестали бы по-щедрински, по-гоголевски, по-чеховски современных чинуш, бездумно и бездушно спускающих свои директивы, да к тому же отводящие для их выполнения исполнителям предельно короткие сроки. И пусть бы присоединились к команде сатириков еще и М. Зощенко с А. Аверченко. Наверное, от нынешних "прозаседавшихся" мокрого места бы не осталось. Прокричать бы этим "менторам", сидящим там, наверху, гневные строки В. Маяковского ("Фабрика бюрократов", 1926 год):

Не смей бумажку

встречать

с восхищением.

А лишь увлечешься ею,

то через день

голова заталмужена

в бумажную ахинею.

И разве все не так?

Я здесь, правда, капельку перефразировала текст великого поэта. Но ведь всего на чуть-чуть... Однако, если бы это действительно было так... Если бы к этому прислушались те, от кого многое зависит...

Выражение "Все на свете боятся времени, а время боится пирамид" старо, как мир. Они (пирамиды) возвышаются среди горячих песков Ливийской пустыни и тянутся на десятки километров от современного Каира до Фаюмского канала... Они вечны. Так же и наши авторы-классики... Так что еще не время списывать их в архив. Будем надеяться на лучшее.

Над кем смеетесь? Над собой смеетесь...

– Многие школьники и студенты привыкли сегодня к активной помощи компьютеров и почти разучились добывать знания самостоятельно. Но ведь это далеко не всегда прогресс... Так ли?

– Уверена, что гаджет порой тоже может здорово подвести. Вот, например, сочинения на ОГЭ и ЕГЭ. Такие четкие требования. Такие плачевные результаты... Нет-нет, в официальных отчетах никакой катастрофы. Наоборот. Баллы даже радуют. А если вдуматься... Такие колючие рамки, такие лазейки для ленивых и нечитающих... Как видите, сплошные противоречия. Кстати, после опубликования моей статьи как раз на эту тему поступило немало вопросов. И прежде всего об отсутствии даже намека на творчество в так называемой творческой работе. И еще о формализме самих сочинений. Ну скажите, пожалуйста, как можно развернуться в работе ОГЭ, если требуется лишь от 70 до 150 слов. И не более. А в сочинении ЕГЭ – тоже кот наплакал. И при этом нужно, чтобы написанное соответствовало определенным требованиям, каждое из которых должно набрать указанное количество баллов; в результате их суммирования и выводится общий результат. Так вот отдельные учителя (есть же такие ультразаконопослушные!) даже снижают ребятам оценки за непозволительный объем (имеется в виду хотя бы чуточку увеличенное количество слов, включающих, кстати, и служебные части речи – предлоги, союзы и частицы...). Правильно ли это? Нет, нет и нет! Говорю об этом однозначно. Ведь у экзаменуемого поистине руки связаны, скручены: мысли заняты одним – не упустить бы что-либо из компонентов.

Какое уж тут творчество... Думаю, что такой бюрократический подход к работе ребенка – это настоящее вредительство в нашем образовании.

А аргументы, которые так важны в работе... Мне не раз рассказывали как родители, так и ученики о том, что частенько в сочинениях целого ряда ребят одного и того же класса примеры бывают абсолютно одинаковыми, взятыми из Интернета. Однако учитель делает вид (а может, так оно и есть?!), что этого просто не замечает. И ставит подопечному приличную оценку. Ах, если бы знал, чувствовал этот горе- педагог, как над этим явлением потешаются потом его питомцы, как его медвежья услуга отрицательно влияет на каждого из них. Ведь благодаря такому подходу своего преподавателя к труду подросток привыкает жить "на халяву", а учитель помогает этому, вольно или невольно поощряя тунеядство, растит иждивенцев. Что ж, остается только сожалеть... Но ведь все еще поправимо?!

Всякий труд у нас почетен

– Почему в школах отменили уроки труда? Их заменили уроками технологии. Но ведь это не одно и то же…

– Таких вопросов тоже было достаточно. И это можно понять. Уж тут в нашем воспитании возникла явная оплошность, появился опасный прокол. И, на мой взгляд, оправдать этот факт ничем нельзя. Как, как можно было убрать уроки труда? Как можно было не поощрять то, что дети время от времени сами проводили генеральную уборку школы и прилегающей к ней территории, следили за порядком в прикрепленных кабинетах, именно на уроках труда учились обрабатывать предметы и детали, получали такие необходимые азы кулинарии?! Пусть частенько делали все неумело и даже нелепо. Но все равно это было так необходимо, так своевременно, так нужно. Я не раз присутствовала на занятиях, проводимых М. Гараян, А. Катуниным, А. Габеевым, Т. Рыклис.

И всегда восхищалась не только умением самих наставников, их знанием своего дела, но и огромным желанием большинства детей научиться чему-то конкретному, что обязательно понадобится в быту уже во взрослой жизни. С какой гордостью после занятий ребята показывали деревянные рамки и указки, сделанные своими руками, выточенные или выжженные картинки, интересную чеканку. А эти блюда с блинами или с печеньем, варениками или пирожками, с различными салатами, приготовленными нашими девчонками... Или их восторженные рассказы о тортиках, соусах, хинкали – первых опытах своего собственного искусства кулинарии... И очень-очень зря отдельные взрослые не одобряют такие уроки. Ведь как многие из нас потом, в большой жизни, сетуют на то, что в свое время не приобрели каких-то навыков труда! Как бывает досадно смотреть на человека, не представляющего, откуда руки растут, являющегося иждивенцем, совершенно не готовым к подчас далеко не простому быту... Или вспомните горе-героев из произведения Салтыкова-Щедрина – "Сказки о том, как один мужик двух генералов прокормил", их полнейшую неосведомленность о том, что все создается трудом... И, конечно же, занятия по производственному обучению очень нужны и важны: они прививают ребятам те настоящие навыки и умения, без чего они в дальнейшем просто не обойдутся...

Найди его!

– Наставник... Есть ли он у тебя?

– Уверена, что у большинства людей он есть. Просто мы не всегда осознаем емкое, бесценное значение этого слова.

Как-то я столкнулась с целым трактатом по этой проблеме. Конечно, очень заинтересовалась. Автор – Иван Виноградов-Ивановский – буквально соткал свое детище из отдельных встреч и раздумий, которые являлись ему в различные периоды жизни. Вот только несколько его мыслей.

"Дорогой друг! Поверь, у тебя тоже есть наставник, хотя ты можешь не понимать этого или просто называть его как-то иначе. Суть не меняется: человек, который вкладывает в тебя свою душу, отдает тебе частичку себя, который тебе интересен, общение с которым приносит тебе пользу, – это и есть твой наставник. Конечно, все мы постоянно учимся, развиваемся, набираемся опыта, общаясь с другими людьми. И в этом смысле все они – учителя. Но истинных наставников в нашей жизни не так уж много, как и настоящих друзей. Хотя по мере твоего роста количество и тех, и других увеличивается, причем не за счет качества. Если же ты находишься в самом начале своего пути, дай Бог, чтобы у тебя был хотя бы один настоящий наставник, чтобы ты нашел его. Это может быть кто-то из твоих родителей (хотя совсем не обязательно). Это может быть твой руководитель, твой близкий друг, независимо от его возраста и статуса. Наставник – это человек, который на данном этапе в чем-то превосходит нас и у которого ты хочешь учиться. Так выбери же себе наставника! Без него твой путь будет полон опасностей и огорчений. Поверь, качество и эффективность того, что ты делаешь, увеличиваются во много раз, если обучение становится осознанным. А для этого нужно принять волевое решение и твердо заявить: "Да, я принимаю твою мудрость и воспринимаю тебя как учителя". И ты все расставишь на свои места. Кстати, не всегда обязательно произносить эти вещи вслух, просто создай соответствующее отношение к наставнику – он почувствует. Хотя можно и все произнести – ему будет приятно. Это подобно признанию в любви...

...Никогда не нужно опасаться того, что твои ученики перерастут тебя. Ты все равно останешься для них наставником, потому что природа взаимоотношений наставников и учеников такая же, как у родителей и детей. Даже если человек достигает в жизни гораздо больших высот, чем его родители, он не перестает называть отца отцом, а маму – мамой. Он сохраняет почтительное отношение к ним, хотя это работает только в том случае, если родители достаточно мудры, а дети хорошо воспитаны. В общем, наставничество, как и любая другая сфера человеческих отношений, – тема неисчерпаемая..."

А о скольких проблемах в своих откликах на статью "Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок" еще говорили наши читатели! Я не суммировала их и не распределяла по каким-то разделам, а просто фиксировала все по мере поступления.

Думаю, что читатели прекрасно понимают: для того чтобы ответить на каждый из вопросов, нужны время и место. Однако расстраиваться не стоит. Впереди еще много возможностей. Ведь Год педагога и наставника только на старте. Лишь бы мы не превратили его в эдакий междусобойчик, лишь бы не заговорили, не заболтали. Лишь бы привели то, что всех нас волнует, в определенную систему. Но самое главное – не потерять интерес к основному – воспитанию и образованию нового поколения, в котором непременно воплотились бы мечты А. П. Чехова: "В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли". Так говорил доктор Астров в пьесе "Дядя Ваня", так всю жизнь думал и сам Антон Павлович – великий писатель нашей России.

Автор: Валентина БЯЗЫРОВА, заслуженный учитель РФ

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 793

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика