Благодаря сыну Хаджисмела Петровича Сослану Варзиеву в распоряжении "СО" оказались копии уникальных фотографий, документов, писем, известного балетмейстера.
Хаджисмел Петрович до мозга костей был профессионалом, он первым из Осетии получил профессиональную подготовку балетмейстера, которому можно было доверить реализацию самых сложных проектов. Несмотря на то, что уроженец села Фарн рос отнюдь не в творческой семье, ему было суждено нести свет искусства в народ. И разве нельзя назвать судьбоносным год его рождения – 1938-й, который совпал с годом основания Государственного ансамбля песни, музыки и пляски Северной Осетии? В 23 года Хаджисмел уже был заслуженным артистом РСО–А.
Перед его отъездом в Москву и поступлением в ГИТИС талантливого парня дружно провожали односельчане, хорошо знавшие и любившие его. Хаджисмел с самого детства обожал национальные мелодии и всегда был там, где музыка и танцы, односельчане даже заранее приходили в дом Варзиевых и приглашали его на праздники. Юношей Варзиев танцевал в сельском самодеятельном ансамбле, но он был амбициозен и мечтал попасть в госансамбль, где его имя, как оказалось, было уже на слуху у руководителя главного танцевального коллектива республики под руководством Георгия Николаевича Гуржибекова.
В 18 лет Варзиев без прохождения отбора был зачислен в основной состав госансамбля. В 1957 году с этим коллективом побывал на гастролях в ГДР, успех ожидал его и на всесоюзном конкурсе молодежи и студентов в Ростове, затем на IV Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве. Позже ему доверили подготовку концертной и гастрольной деятельности ансамбля. После службы в армии Хаджисмел продолжал оттачивать свое мастерство…
Уже в 1960 году Указом Президиума Верховного Совета СССР Хаджисмела Варзиева награждают медалью "За трудовую доблесть", а руководство ансамбля передает ему все ведущие партии, которые в его исполнении обретают новую жизнь. С 1961 года, после успешной постановки танца "Поединок", имевшего впоследствии всесоюзное признание, Варзиев серьезно задумался о статусе профессионального хореографа.
И вот счастливый случай настал! В 1964 г. из столицы на имя Варзиева пришло именное приглашение для прохождения 3-месячной стажировки в Государственном ансамбле народного танца СССР, которым руководил сам Игорь Александрович Моисеев. Одновременно со стажировкой Варзиев решает поступить в ГИТИС.
"Он бросил свою карьеру танцовщика на пике славы и буквально сбежал в ГИТИС, понимая, что в Осетии не хватает грамотных постановок. Отец мечтал, чтобы национальное танцевальное искусство развивалось. В 1966 году его вызвал к себе тогдашний замминистра культуры республики, выдающийся актер, народный артист РСО–А Давид Темиряев, именно он и поверил в способности Хаджисмела. Темиряев предложил ему, студенту ГИТИСа, поставить новую танцевальную программу для Госансамбля песни и танца СОАССР, предварительно узнав, что для этого нужно. На что Хаджисмел ответил, что надо наращивать состав и танцоров, и музыкантов. Так, после реорганизации, ансамбль стал называться Государственным ансамблем народного танца Северной Осетии. Часть хорового коллектива перешла на радио, другие его участники – в капеллу "Иристон". А танцевальный состав пополнился новыми танцорами. В 1967 году Темиряев просил Варзиева вернуться на малую родину. Письмо это в нашей семье хранится по сей день. Так, в том же году отец ставит первую в истории ансамбля самостоятельную танцевальную концертную программу, которую будут обкатывать на гастролях в городах Средней Азии и Казахстана. И даже, бывало, сам Билар Кабалоев, первый секретарь обкома КПСС, звонил руководству ГИТИСа, чтобы отца, исполнявшего ведущие партии, отпустили на концерт в Осетию. Еще студентом он поставил для госансамбля три танца – знаменитые "Шой", танец тура, "Мать"… Его режиссерское видение, пластика танцоров потрясали зрителя до глубины души…", – вспоминает сын Хаджисмела Петровича.
О профессионализме Варзиева пишет народный артист СССР, доктор искусствоведения, автор известных балетных постановок "Бахчисарайский фонтан" и "Золушка" Р. В. Захаров: "Возникшие в советское время ансамбли народного танца и их создатели – балетмейстеры Т.Устинова (Хор им. Пятницкого); И. Моисеев; Н. Надеждина (ансамбль "Березка"); П. Вирский (ансамбль Украины); С. Сухишвили (ансамбль Грузии); … и Х. Варзиев (ансамбль "Алан"), прославились не только у себя на родине, но и во всем мире. Собранный и обработанный ими драгоценный фольклорный материал стал благодаря их неустанному труду и таланту достоянием всех народов Советского Союза и многих зарубежных стран". Так Хаджисмел Варзиев оказался в одном ряду с легендами национальное хореографии.
На Всемирном фестивале молодежи и студентов в Софии все три танца, сочиненные и поставленные Варзиевым, завоевали золотые медали, а сам он получил диплом и медаль "Лучший балетмейстер фестиваля". В конце 1968 года по инициативе Хаджисмела ансамбль получил название "Алан". В 1969 году он возглавил подготовку художественной группы советской делегации к I фестивалю дружбы молодежи Германской Демократической Республики и Советского Союза в городе Дрездене и подготовил коллектив к выступлению на фестивале "Русская зима", за что был удостоен "Почетной медали ВЛКСМ". В следующем, 1970 году Указом Президиума Верховного Совета СОАССР Хаджисмел Варзиев награжден медалью "За доблестный труд".
Варзиеву принадлежат танцевальные номера, поставленные к музыкальному фильму "Фарн", который был снят главным режиссером фильма Робертом Меркуном и его помощником Рафаэлем Гаспарянцем.
В 1971 году Варзиев уходит из Госансабля "Алан", так как его не устраивает отношение к коллективу министерства культуры. В знак солидарности с ним ансамбль покидают многие артисты.
По приглашению Минкульта Республики Адыгея Хаджисмел приступает к работе в Государственном ансамбле народного танца "Нальмэс", обновляет его репертуар, выезжает на гастроли в Чехословакию. По возвращении в 1978 году в Осетию Варзиев трудится в Государственном театре "Нарты", куда для работы с танцевальной группой его пригласил Анатолий Дзиваев. Затем готовит к международным фестивалям и конкурсам ансамбли "Кафт" и "Арт".
С 1986-м, забыв старые обиды, Варзиев возвращается в Государственный ансамбль народного танца Северной Осетии "Алан", готовит сольные концерты. К "Алану" возвращается былая слава. В 1988 году коллектив ансамбля удостоен ордена "Дружбы народов", а еще через год – Премии им. К. Л. Хетагурова.
Имея великолепную базу для развития национальной хореографии, Хаджисмел Петрович отлично понимает, где важно уделить внимание танцевальным коллективам художественной самодеятельности Северной Осетии, что существуют пробелы, а для их устранения нужны новые подходы. Именно поэтому по его инициативе был организован всесоюзный фестиваль "Праздник хореографического искусства", который с 1982-го по 1989-й год проходил в столице республики сначала как всесоюзный, а затем как международный фестиваль народного танца "Зори Владикавказа".
В 1994 году, оставаясь главным консультантом ансамбля "Алан" и главным балетмейстером ежегодного Государственного праздника "День Республики Северная Осетия – Алания", возглавил Северо-Осетинский республиканский центр народного творчества. Сколько фестивалей было им проведено, сколько молодых хореографов обучено! Впоследствии, выйдя из-под крыла мастера, они сами возглавили различные коллективы, добились больших творческих высот.
Хаджисмела Петровича не стало на 74 году жизни в марте 2011 года… Сколько еще он мог сделать, но не успел! Он посвятил себя искусству всецело, неустанно творил и даже в ночь перед последней операцией подготовил новую редакцию двупарной версии традиционного осетинского народного танца "Хонга".
Хаджисмел Варзиев обладал своим творческим почерком. В его удивительно колоритных постановках нашли отражение бескрайние просторы гор, а главное – характеры людей, живущих на осетинской земле, его образы глубоки и самодостаточны. Выступления "Алана" неизменно проходили с аншлагом по всему миру, а танцы, поставленные легендарным балетмейстером, навсегда вошли в сокровищницу мирового искусства.
* * *
Персоне Хаджисмела Варзиева был посвящен в Театре оперы и балета филиала Мариинского театра в РСО–А и очередной вечер-концерт цикла музыкально-исторических вечеров "Из летописи Владикавказа", ставший данью уважения и признания мастеру. Автором и ведущей мероприятия выступила художественный руководитель театра, народная артистка России Лариса Гергиева, рассказавшая публике вечера о жизненном и творческом пути Х.Варзиева. "Хаджисмел Варзиев незаслуженно рано ушел из жизни. Он был полон смелых и интересных планов на будущее. Профессионал высочайшего класса, Хаджисмел был потрясающим знатоком национального танца. Человеком в работе он был строгим, жестким и требовательным, не щадил ни себя, ни других... На моем творческом пути мне часто приходилось сталкиваться с очень известными хореографами России, и все они отмечали невероятный багаж знаний Хаджисмела, его опыт, острый внимательный глаз, который позволял мгновенно заметить какую - то профессиональную неточность", – отметила Лариса Абисаловна.
Со словом о мэтре осетинской хореографии выступили народный артист РФ, художественный руководитель Государственного академического ансамбля танца "Алан" Зелимхан Козаев, заслуженный художник РФ, скульптор Михаил Дзбоев, народный артист РСО–А, художественный руководитель ансамбля доулистов "Ритмы гор" Магомет Карсанов, журналист и поэт Валерий Гасанов.
В программе вечера с концертными номерами выступили артисты филиала Мариинского театра в РСО–А, известные танцевальные ансамбли Северной и Южной Осетий, хор Владикавказского колледжа искусств им. В.Гергиева. Гостям вечера был показан документальный фильм "Сопротивление" Людмилы Азаматовой.
"Инициатором проведения вечера-концерта выступила Лариса Гергиева. Очень приятно было видеть в зале видных деятелей культуры, людей, с кем я рос и учился. Я благодарен коллегам моего отца за все теплые слова в его адрес. Он всегда хотел, чтобы музыка и танец были с национальной узнаваемостью", − сказал сын великого мастера танца Сослан Варзиев.