[F]С чего началось производство национальных музыкальных инструментов в республике[/F]
Более 40 лет назад фабрика музыкальных инструментов "Терек" начала выпуск национальных музыкальных инструментов.
А было это так: второго февраля 1979 года, я, еще не проработавший две недели в должности руководителя предприятия, был приглашен на совещание к заместителю председателя Совета Министров республики Солтану УЖЕГОВУ.
Рассматривался вопрос "О состоянии и мерах улучшения работы культурно-просветительных учреждений в свете решений ХХV съезда КПСС". Меня пригласили как жителя села – выходца из Ставд-Дурта, знающего не понаслышке о нехватке национальных музыкальных инструментов в республике, и просили оказать помощь в их изготовлении на местной фабрике. Я дал согласие на производство с условием, чтобы министерство культуры выделило куратора-гармониста для оказания помощи.
Без разрешения вышестоящей организации мы не имели права выпускать внеплановую продукцию. Поэтому я обратился в республиканское промышленное объединение по производству музыкальных инструментов, затем и в Росмузпром.
Так мы получили разрешение на производство заказных музыкальных осетинских инструментов на участке фабрики "Терек". Было выделено помещение, приглашены мастера, которые занимались ремонтом музыкальных инструментов в училище искусств – Сергей Базаров и Александр Кумов. Заказов на изготовление гармошек от населения было много. Необходимо было расширить участок, набрать и обучить мастеров, заинтересовать их материально. В состав работников фабрики вошли Хамыц Джанаев, Николай Гугкаев, братья Бараковы, которые были мастерами-надомниками и которых фабрика обеспечивала всеми комплектующими.
Свои секреты изготовления национальных гармошек мастера Сергей Базаров и Александр Кумов раскрывать не хотели, и тогда мы предложили им трудоустроить родственников и обучить их. Также на фабрику был приглашен Урусхан Кудзаев. Он успешно освоил производство по изготовлению музыкальных инструментов. С его помощью на участке были организованы курсы мастеров. За короткое время он обучил более 15 специалистов. Позже коллектив фабрики начал осваивать новый ассортимент струнных и язычковых национальных инструментов.
Мы приглашали мастеров-гармонистов, чтобы они давали заключение по звучности, строю и качеству: в то время отсутствовали аппараты по настройке голосов.
Часто вспоминаю, как жилось инженерно-техническим работникам, когда мы были гражданами одной большой страны. В интересах сохранения национальных музыкальных инструментов народов Северного Кавказа мы открывали филиалы, использовали надомный труд, ездили по селам Дагестана, Кабардино-Балкарии, Северной и Южной Осетий, и собирали старинные инструменты. А их только в одном Дагестане было более 20 видов. Выявляли талантливых ребят и обучали их. Помогали надомным мастерам материалами и комплектующими. Очень много еще было интересных историй и рабочих моментов. Вспоминаю о них всегда с большой радостью и благогодарностью.