Думается, нет нужды говорить о том, какое значение имеет для каждого из нас право на качественные товары и услуги. Их наличие – это не просто наш комфорт, но и залог безопасности, и даже выживания! Государство стоит на страже наших прав, а его уполномоченным органом является Федеральная служба – Роспотребнадзор. О работе республиканского Управления РПН рассказывает начальник отдела по защите прав потребителей Диана ТОКАЗОВА.
В прошлом году сотрудники нашего Управления рассмотрели более 45 письменных обращений граждан, органов государственной власти и общественных объединений с признаками нарушений прав потребителей. Основную их часть прислали граждане, а по сферам хозяйствования нарушения распределились следующим образом.
На первом месте идет сфера оказания различных видов услуг – 293, торговля – 160, ЖКХ – 72, транспорт – 36, деятельность на финансовом рынке – 28, общественное питание – 20, медицина – 18, бытовое обслуживание, связь, туризм, гостиницы – от 14 и до 8, прочие – 71.
– По всем обращениям даны разъяснения, по 13 обращениям проведены проверки. Наиболее характерными нарушениями были: непредоставление информации об организации, оказывающей услуги; отсутствие достоверных сведений об изготовителях и свойствах товаров; нарушение требований техрегламентов; отсутствие документов о качестве и безопасности товаров; несоблюдение запретов на продажу алкоголя и табака; отказы в возврате некачественных товаров и средств за некачественные услуги; навязывание условий, ущемляющих права потребителей и прямой их обман.
В результате досудебной защиты прав потребителей в общественной приемной управления по ряду обращений меры в пользу потребителей были приняты незамедлительно. Людям возвращены деньги за некачественные товары, работы и услуги, произведены бесплатный ремонт товаров, обмен товара с недостатком, уценка и прочее.
В защиту прав потребителей при приобретении товаров, услуг, в том числе жилищно-коммунальных управлением поданы 8 исковых заявлений в судебные инстанции. В частности, по коллективному иску в отношении ООО "КИТ" решением суда установлена обязанность застройщика о подключении многоквартирного дома к электросетям общей стоимостью более 2 млн рублей.
Исковые требования управления к индивидуальному изготовителю некачественной кондитерской продукции в защиту прав неопределенного круга лиц удовлетворены судом в полном объеме.
В целом за год по делам о защите прав потребителей, половина из которых – в сфере торговли, суды дали 20 заключений, рассмотрели 17 исковых требований и удовлетворили 9 из них на сумму 710 тыс. руб., по 4 заключено мировое соглашение.
В марте прошлого года правительство страны ввело ограничения на проведение проверок контролирующими органами. Тем не менее в результате совместных с МВД и ФТС проверок назначено 551 административное наказание. К административной ответственности в виде 400 предупреждений и 151 штрафа привлечены 21 юридическое лицо, 30 должностных лиц, 16 индивидуальных предпринимателей и около 500 граждан.
Сотрудники нашего Управления также осуществляют работу "горячих линий" и Консультационного центра для потребителей на базе Центра гигиены и эпидемиологии по информированию граждан о нормах законодательства в сфере защиты прав потребителей. В частности, "горячие линии" прошли по вопросам качества и безопасности парфюмерно-косметической, плодоовощной продукции, детских и новогодних товаров, по организации школьного питания, а также о том, какие документы должны иметься на товар, какую информацию обязана содержать маркировка товаров, вопросы обмена и возврата товаров.
Каждый год Международной организацией потребителей посвящается какой-то определенной теме. Нынешний пройдет под знаком расширения прав и возможностей потребителей через переход к экологически чистой энергии и продукции. Разумеется, все остальные проблемы также останутся в поле зрения и под ежедневным контролем нашей службы.