Первые годы советской власти были тяжелыми, но перспективными во всех отношениях. В национально-государственном строительстве Северной Осетии были созданы все необходимые условия для равноправия и взаимовыручки больших и малочисленных наций нашей страны, в том числе северных осетин. Напомню, что 7 мая 1920 г. северные осетины отделились от южных осетин государственной границей между РСФСР и Грузинской Демократической Республикой.
В настоящей статье нет необходимости в подробностях расписывать присоединение единой Осетии к Российской империи в 1774 г. Это отдельная тема, требующая глубокого и объективного анализа. Однако фактом истории осетинского народа остается то, что 7 мая 1920 г. Южная Осетия "вынужденно закрепилась" в составе Грузии, а Северная Осетия осталась составной частью РСФСР.
В первые годы советской власти после гражданской войны масштабные социалистические преобразования осуществлялись в сложнейших условиях всеобщей разрухи не только на Северном Кавказе, но и в масштабах всей России. Перед большевиками как правящей и единственной политической партией стояла задача укрепления системы органов власти на местах. Одной из важнейших из них было определение формы национально-государственного строительства малочисленных коренных народов Северного Кавказа, в том числе из северных осетин.
В этой связи важно напомнить, что в 1920 г. по решению ЦК РКП(б) было создано "Бюро по восстановлению советской власти на Северном Кавказе". Несколько позднее его преобразовали в Северо-Кавказский ревком. Ревкомы (революционные комитеты) были чрезвычайными органами советской власти, которым, по мере стабилизации новой власти, необходимо было формировать систему органов власти уже в мирных условиях. Сегодня многие наши соотечественники, особенно молодое поколение, недостаточно понимают сложнейшую обстановку того тревожного времени, когда партийно-советским руководителям Северной Осетии приходилось в тяжелейших условиях поднимать экономику, сельское хозяйство, проводить продуманную до мелочей кропотливую работу по ликвидации различных банд, скрывавшихся в лесах и грабивших мирное население, а также беспощадно уничтожавших всех сторонников советской власти.
В таких сложных условиях постепенно налаживалась мирная жизнь. Необходимо было создавать органы власти и организовать выборы в Советы рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. Параллельно решался вопрос и о национально-государственном устройстве Северной Осетии. Напомню и то, что 20 января 1921 г. ВЦИК издал Декрет "Об образовании Горской Автономной Социалистической Советской Республики", как составной части РСФСР. Органами управления Горской АССР были ЦИК и Совет Народных Комиссаров, а также местные советы. Все они избирались в соответствии с Конституцией РСФСР 1918 г.
Важно напомнить и то, что Горская АССР, история которой до сих пор полностью и в подробностях пока не написана (хотя отдельных работ, в том числе, и диссертаций, достаточно много), была многонациональной республикой, единым советским автономным государством для малочисленных народов многонационального Северного Кавказа. Территории, где преобладали русские и русскоязычные (Пятигорский, Кизлярский и другие отделы выделялись в отдельную Терскую губернию).
Обращаю особое внимание, что Горская АССР функционировала всего 4 года, а затем распалась. Главной причиной распада стали острые противоречия по двум вопросам: национальному и земельному. Уже 7 июля 1924 г. решением ВЦИК была создана отдельная Северо-Осетинская автономная область. Процесс образования самостоятельной автономии Северной Осетии имел несколько этапов, на каждом из которых встречались определенные трудности. Тем не менее сложный процесс автономии Северной Осетии завершился на первом съезде советов, который состоялся во Владикавказе 25–29 января 1925 г. На съезде был избран Северо-Осетинский областной исполнительный комитет советов, руководителем которого стал К. Борукаев. Личность Казбека Каурбековича Борукаева настолько интересная во многих отношениях и так мало освещена в средствах массовой информации, что он без всяких сомнений заслуживает не просто упоминания, но и отдельного основательного очерка. Подчеркну, что органами государственной власти и государственного управления были окружные съезды советов и их исполнительные комитеты. Важно отметить и то, что в апреле 1925 г. пленум ЦК ВКП(б) принял резолюцию "По вопросу о казачестве". Анализ этого важнейшего документа свидетельствует о том, что руководство большевистской партии заметно смягчилось в отношении казаков, запретив игнорировать их быт, традиции и обычаи. Руководство партии потребовало, чтобы никаких насильственных мер местные органы советской власти не применяли в отношении казачества. Руководители казачьих станиц в составе Северной Осетии начали настаивать на выделении их в самостоятельную административную единицу с подчинением Северо-Кавказскому крайисполкому. Разумеется, такое требование четырех казачьих станиц Северной Осетии (Архонской, Ардонской, Змейской и Николаевской) не понравилось не только руководителям, но и обычным гражданам Северной Осетии. В архивах нашей республики имеются интересные данные об этом периоде. Если коротко, то они свидетельствуют о появлении очага напряженности в межнациональных отношениях и этнополитических процессах. Ценой больших усилий удалось постепенно наладить взаимоотношения населения Северной Осетии с казачьими станицами, хотя специальная комиссия, созданная для решения этого острого вопроса, не разобравшись глубоко и всесторонне в проблеме, поддержала требование казаков.
Понадобилось подробное предложение руководителей Северной Осетии, чтобы вышестоящие партийно-советские органы вмешались "в проблему казачества Северной Осетии" и разобрались обстоятельнее и объективнее с точки зрения истории. Проблемой занимался Северо-Кавказский краевой исполком, который решил создать казачий округ, но в составе Северо-Осетинской автономии. После этого ВЦИК утвердил это решение. Так возник Притеречный (казачий округ), образование которого было в духе большевистской национальной политики и межнациональных отношений. На территории Северной Осетии казачьи станицы в быту и традициях никем не притеснялись, а взаимоотношения между народами автономной области не подавали никаких признаков даже малейшего напряжения.
В газетной статье невозможно рассказать о всех проблемах, с которыми столкнулась Северо-Осетинская автономия. В любом серьезном деле, в том числе в совершенствовании автономии области, допускались ошибки, просчеты и заблуждения. Так, включение автономных областей Северного Кавказа в состав Северо-Кавказского края в 1925 г. следует признать ошибкой. Таковой она признается и в солидных научных исследованиях. Что касается правовых норм Северо-Осетинской автономии, то необходимо подчеркнуть, что она наделялась правом непосредственного представления ее интересов в высших органах государственной власти РСФСР и СССР. Напомню и то, что по Конституции СССР 1924 г. Северо-Осетинская автономия посылала одного представителя в Совет национальностей ЦИК СССР. В свою очередь, Совет национальностей рассматривал в высшем органе государственной власти СССР практически все вопросы, касающиеся национальной политики и межнациональных отношений, включая даже самые незначительные.
Важно подчеркнуть и то, что в первом Правительстве РСФСР (Совнаркоме РСФСР, как тогда писали) был сформирован Наркомат по делам национальностей, который возглавлял И.В. Сталин. Этот наркомат занимался важнейшими проблемами советской национальной политики и межнациональных отношений, но 6 июля 1923 г. был упразднен, так как была создана вторая палата ЦИКа – Совет национальностей. Именно Совет национальностей теперь по Конституции страны защищал интересы автономных республик и областей при президиуме ВЦИК. Был создан институт представителей автономных республик и областей, которых назначал областной исполнительный комитет, а затем утверждал президиум ВЦИК. В 1924 г. президиум ВЦИК утвердил представителем нашей автономии Евгения (Дзыбына) Рамонова, известного врача и революционера, который вместе с другими врачами следил за здоровьем В.И.Ленина в 1923–1924 гг. и даже подписывал бюллетени о состоянии его здоровья.
Здесь приведены лишь краткие эпизоды основ национальной государственности Северной Осетии. Разумеется, они соответствовали и той национальной политике, которая господствовала в РСФСР и СССР того периода, и уровню развития осетинского народа, который после уничтожения Аланского феодального государства в XIII в. впервые получил основы национальной государственности. Что касается южных осетин, то они получили эти основы с образованием автономии Южной Осетии 20 апреля 1922 г.
В феврале 1920 года решением ЦК РКП (б) было создано "Бюро по восстановлению советской власти на Северном Кавказе", позднее преобразованное в Северо-Кавказский ревком, которому предстояло сформировать систему органов власти в регионе.
"Приказ Владикавказского ревкома о мерах по ликвидации тяжелого экономического положения во Владикавказе.
Тяжелое наследие досталось Советской народной власти. Бессмысленное разрушение добрармией мостов, железных дорог, порча полотна, подвижного состава, вывоз денежных знаков и продовольственных грузов нанесли громадный вред трудовым массам.
В настоящий момент военным командованием и Владикавказским революционным комитетом делается все от них зависящее к скорейшему восстановлению транспорта.
Владикавказский революционный комитет, ставя в известность население города о причинах временного тяжелого экономического положения, призывают всех к дружной работе.
Для выяснения предметов первой необходимости Владикавказский революционный комитет предписывает всем торговым учреждениям и лицам, имеющим таковые на складах для целей продажи, сообщить продовольственному отделу революционного комитета (здание Городской управы, бывш. продотдел) до 5 апреля по новому стилю, указав как количество, так и местонахождение товаров.
Все продукты, приобретаемые продовольственным отделом Революционного комитета, будут оплачены по среднерыночной цене и переданы для распределения среди населения города.
К лицам, умышленно скрывающим для спекулятивных целей продовольственные продукты и товары, будут применены репрессивные меры, как к сознательным и злейшим врагам трудовых масс.
Председатель революционного комитета <Н. Пшеничный >
Товарищ председателя <А. Гацолаев> Секретарь < подпись неразборчива >
30 марта 1920 г.
"Борьба за советскую власть в Северной Осетии. Сборник документов", 1972.
Документ № 241".