Под перевалом понимается наиболее низкая и доступная для преодоления часть хребта. Их много в наших горах, да и в других горных регионах мира. Велико также их разнообразие: одни легко доступны и проходимы в любое время года, другие находятся выше снеговой линии и проходимы летом только при наличии специального снаряжения и определенного опыта хождения в высокогорье, а зимою вовсе непроходимы.
На гребнях хребтов, где грунты более податливы к разрушению и возникают их понижения – перевальные седловины… Яркими примерами таковых являются перевалы в Скалистом хребте Дигории – Уоллагвцек и Бакан.
Седловина, или перевал, – это хорошо выраженное понижение в гребневой линии горной цепи, как правило, обеспечивающее проход с одного склона на другой. Седловины, или горные проходы, соответствуют наименьшим высотам горных хребтов в данной местности. Это самая низкая и удобная для прохода точка в хребте.
Перевалы под воздействием выветривания постоянно выполаживаются и углубляются. Большинство из них представляют собой, по существу, скопление рыхлого обломочного материала. Но некоторые перевальные точки скальные, образованы в коренной породе (например, Рокский перевал образован в сланцах).
Есть перевалы выположенные (Саваравцек, Зеленый, или Даргавский, Санибанский, Калота и др.), а есть узкие гребнеобразные (Рокский и др.)
Высота их различна в зависимости от высоты хребтов, через которые они проходят: на Урале – около 400 м, в Альпах – до 3000 м, в Гималаях – до 5500 м.
В глубоких выемках на водоразделах из снежников и ледников зарождаются многие наши реки. Они начинаются из родников и даже сочащихся скал и грунтов.
Многие пути сообщения и связанные с ними туристические маршруты в горных странах проложены через проходы и перевалы. Наиболее значительные из них известны с глубокой древности. Очень популярными были еще с советских времен перевалы – Мамисонский и Рокский, через которые были проложены всесоюзные маршруты (№№ 42 и 44) к Черному морю. Ежегодно через них проходили десятки тысяч туристов.
Но не только людям, зверям и птицам известны перевалы. По ним движутся и воздушные массы, поднимаются туманы и облака. На них отмечен эффект аэродинамической трубы. На их высших точках – седловинах – леденящий ветер захватывает дыхание, температуры бывают понижены. И если внизу в ущельях идет дождь, то на перевалах обычен снег или ледяная крупа. Тучи также перекатываются через хребет и по перевалам. Зимой при метелях через перевалы переносится снег, образуя с подветренной стороны снежники, которые порой сохраняются до лета.
Районы перевалов называют иногда гнездом ветров: они не разгоняют тучи, а лишь помогают им рождаться, принося влагу в горы. Там часто ощущаются сильные потоки воздуха, своеобразные воздушные "Гольфстримы". Такое попеременное движение воздуха – обычное явление.
Вследствие перепада высот расположения долин и межгорных котловин, воздушные массы здесь нагреваются по-разному, что приводит к их перемещению. Это происходит, главным образом, через пониженные участки хребтов (водоразделы) – горные перевалы. В дождливую погоду здесь часто можно наблюдать словно следующие друг за другом "столбы" ливней с градом – полосой. Подобные явления автор этих строк неоднократно отмечал и ощущал на себе на перевалах – Мамисонском, Восточный Уаза, Боравцек и др., когда сами перевалы и прилегающие к ним седловины становились белыми от града.
А вот зимой на северных склонах Главного Кавказского хребта выражено влияние теплых воздушных масс, проникающих через седловины и перемычки этого хребта из Средиземноморья и Черноморья, вследствие чего зима характеризуется пульсацией волн холода и тепла, с нередким переходом температур через 0 в сторону повышения. Это же явление отмечалось на Западном Кавказе – в долине р. Теберда.
Издавна через Осетию (и перевалы Крестовый и Мамисонский) проходили две дороги международного значения – Дарьяльская (ВГД) и Мамисонская (ВОД). Контроль над ними повышал военно-политический авторитет Осетии, а пошлина за проезд приносила немалый доход. Торговля также шла через перевальные дороги. Священным долгом людей было участие в общественном строительстве храмов, военных укреплений и дорог.
Перевалы использовали многие народы, через них в горной Осетии передвигались скифы, сарматы, аланы… Устраивались святилища, выкладывались каменные "туры", стелы, арки… В РСО-А известно более тысячи перевалов. Значительное их число приходится на более обжитую срединную часть гор. Перевалы Мамисонский, Сбайский, Трусовский, Дзедо и др. – важные стратегические пункты истории народов, к ним издавна вели тропы, проложены важнейшие транспортные магистрали, перевальные дороги через Кавказский хребет: отмеченные выше Военно-Грузинская, Военно-Осетинская, а также Военно-Сухумская (на Западном Кавказе) дороги. Например, через Гойтхский перевал (334 м над уровнем м.) проходит железная дорога "Армавир-Туапсе". А через Кударский проложена трасса самого высокогорного в мире газопровода "Дзуарикау – Цхинвал".
Пешеходная и вьючная тропы через перевал Стули (Штулу) соединяют Дигорское ущелье с горной частью Кабардино-Балкарии. Пешеходные тропы через Геби и Гоби, затем Караугом связывают Дигорию с различными районами Грузии, а Караугом – и с Алагирским ущельем (с Двалетией). Дорога через перевал Кивон (Хъивон) соединяет Дигорию с Алагирским ущельем.
Представление о дорогах (а они в горах идут не только по долинам рек, но и через перевалы) дает описание Л. Штедера, побывавшего в конце ХVII в. в горной Дигории: "…я посетил не знакомые мне до сих пор районы этой гористой страны и северную часть Кавказских гор, в особенности по р. Урух, или Иреф, до ее истоков. Эта местность населена народом, который называют дигорцами; их селения Джинага и Стур-Дугор расположены как раз у подножия снежных гор. От этих селений дорога идет через снежные горы, от вершины которых на южной стороне до границы Имерети считается всего полдня пути".
Перевалы имеют самые разные названия. Так, еще К.Ф. Ганн в 1902 г в газете "Кавказ" опубликовал работу "Перевалы Кавказа", посвященную этой теме. Приведем некоторые примеры по объяснению названий некоторых наших перевалов: Авсанау – по форме напоминающий лемех от плуга, от осет. авсан – железо, лемех, плуг; Арсифцег – медвежий перевал, от осет. арс – медведь; Цухбун – от цух – рыло, мыс, выступ; бун – основание, низ; Вола-вцек (Уоллаг вцек) – верхний перевал в Междуречье Айгамугидон-Урсдон. Кадласан – (перевал перевозки леса) через него возили лес из Урстуалта Южной Осетии в Трусовское ущелье. Эти примеры можно продолжать…
Чаще всего названия отражают или местоположение перевала, или его какие-то характерные признаки. Перевалом обычно служит седловина, т.е. место, где водораздельная линия хребта пересекается с двумя противоположно направленными речными долинами. Поэтому он имеет общее название с хребтом, причем первичным может оказаться название перевала. Но распространена и одноименность перевалов с реками, стекающими с него в разные стороны (например – Мамисонский перевал и р. Мамисондон). Есть в Дигории перевал Озерковый – назван так горными туристами из-за наличия под ним небольших озер. Или Крестовый – назван так по кресту, установленному на склоне горы над этим местом.
Есть перевалы чисто ледовые, или ледниковые. Через них соединены части переметных ледников, расположенных на противоположных склонах хребтов. К таковым относится категорийный Цей-Караугом. Перевалы в виде глубоких выемок в водоразделах иногда называют Медвежьи или Волчьи ворота.
С возвышенностей открываются потрясающие панорамы горных хребтов. При их переходе путники бросают нередко прощальный взгляд на оставшиеся позади цепи гор и пройденные долины. На них обычны хаотические нагромождения камней, глыб и белые пятна снежников. А на Ходском перевале с древности сохранились самые высокорасположенные на Кавказе, России и даже Европы галечники древней реки! Это место с речными отложениями имеет важное научное значение для выяснения истории развития речных долин.
Через перевалы проходят условные границы частей Кавказа. Так, еще географ В.Л. Виленкин (1955) отмечал, что границами между Западным, Центральным и Восточным Кавказом являются поперечные сечения горной системы, проходящие через потухшие вулканы Эльбрус и Казбек или через расположенные вблизи них перевалы – Клухорский и Крестовый.
Эти природные горные объекты привлекали внимание многих путешественников и ученых как важные пути миграций человека, животных и растений. Так, отмечен факт миграции медведей осенью на зимовку через Туалгом в Закавказье, а весной – обратно. Перелеты птиц и насекомых также обычно идут через них.
Перевалы имеют и культовое значение. На них устраивались святилища. Еще С.А. Токарев в работе "О культе гор и его месте в истории религии" (1982) отмечал: "Особое место в системе верований о духах-хозяевах местности занимают горные перевалы. И в наше время на горных перевалах Кавказа можно видеть груды камней: каждый, преодолевающий рубеж, бросает в них свой камень". Отметим, что и в Осетии немало подобных мест, где издревле существуют культовые святилища…