Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Республиканская ежедневная газета Республики Северная Осетия - Алания

362015, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, 11, Дом печати
телефон: +7 (8672) 25-02-25
e-mail: gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru

Ученый, патриот, новатор

[B]Это был незаурядный человек, талантливый ученый, замечательный педагог, вся жизнь и деятельность которого – наглядный пример служения высоким идеалам науки, заботы о проблемах педагогики. Он оставил заметный след в истории науки и высшего образования Северной Осетии.[/B]

Глеб Николаевич Александров – полковник в отставке, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Академии педагогических и социальных наук (АПСН), действительный член Международной академии наук педагогического образования (МАНПО), член-корреспондент Академии естествознания, заслуженный деятель науки Российской Федерации, Башкортостана, РСО–А, заместитель председателя диссертационного совета по педагогике Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова.

Его жизненный путь впечатляет. Родился Глеб Николаевич 23 января 1919 года в городе Александрии Кировоградской области Украины в семье служащего. Отец – финансовый работник – умер, когда мальчику было 14 лет.

После окончания экстерном школы в городе Махачкале в 1935 году он поступил на физико-математический факультет (специальность математика) Северо-Осетинского государственного педагогического института. Это был настолько блистательный студент, что уже с первого курса ему было предложено вести занятия на подготовительном отделении физико-математического факультета. Во время учебы он играл в волейбольной команде пединститута, и это был, как говорили, "зверский нападающий".

В 1939 году окончил институт с отличием и получил назначение на должность учителя математики и завуча средней школы сел. Коста, где проработал до января 1940 года. В школе его особо уважали мальчики, их родители видели в учителе серьезного наставника и друга своих сыновей. Он часто вспоминал, как родители учеников почитали его, приглашали в гости. Но вскоре Глеба Николаевича призвали в ряды Советской Армии и направили на учебу в Орджоникидзевское военное училище связи, которое он окончил экстерном в мае 1941 года, получив первое воинское звание "лейтенант". После окончания училища Александрова оставляют там же командиром взвода курсантов, помощником начальника учебной части батальона курсантов.

В феврале 1942 года приказом военного бюро контроля переводов Управления военно-полевой почты назначен помощником начальника штаба 102-го оперативного полка связи (ОПС), находившегося на формировании в Москве, откуда он вместе с полком убыл на фронт в состав 48-й армии.

Войну окончил в Восточной Пруссии (Восточно-прусская наступательная операция, коса Фрише-Нерунг – ныне Балтийская коса).

В 1946 году зачислен слушателем Военной академии связи в Ленинграде. Окончил академию в декабре 1949 года с золотой медалью и был направлен в Ульяновское военное училище связи на должность замначальника учебного отдела, затем в мае 1954-го назначен начальником учебного отдела Арзамасского военного училища связи. В 1955 году ему присвоено военное звание "полковник". В августе 1957-го назначен начальником военной кафедры Куйбышевского электротехнического института связи, где проработал до июня 1967 года. С июня по март 1969-го

– заместитель начальника Донецкого высшего военно-политического училища инженерных войск и войск связи по учебной части. По достижении 50-летнего возраста уволен в запас с правом ношения военной формы.

В 1966 году Глеб Николаевич защитил диссертацию, в том же году ему присвоена ученая степень кандидата педагогических наук. В 1967 г. он был утвержден в звании доцента.

После увольнения в запас работал в Донецком университете доцентом кафедры, заведующим кафедрой педагогики и психологии. Затем до 1981 года работал в Уфимском авиационном институте профессором кафедры высшей математики, заведующим кафедрой инженерной педагогии и психологии. Александров заведует первой и на то время единственной в стране кафедрой, ведущей для студентов всех специальностей технического вуза курс "Основы производственной педагогики с элементами инженерной психологии".

Цикл опубликованных докладов Г. Н. Александрова, с которыми он выступал на всесоюзных семинарах по методологии педагогики и методики педагогических исследований АПН СССР, получил положительную оценку видных представителей педагогической науки страны, так как отличались глубиной рассмотрения поставленных вопросов, идейной выдержанностью, четкой логической структурой, обстоятельной аргументацией, хорошим знанием литературных источников, постоянной связью теории с практикой, с конкретными задачами совершенствования педагогического процесса в школе и в вузе.

В 1981 году Глеб Николаевич возглавил кафедру педагогики и психологии СОГУ.

Области научных интересов Александрова – дидактика высшей школы, кибернетика и педагогика, проблемы управления познавательной деятельностью обучающихся, педагогическая квалиметрия, взаимодействие видов познавательной деятельности при ведущей роли продуктивной, системный подход и познавательная деятельность учащихся, основы теории и практики проблемного и программированного обучения, соотношение алгоритмических и эвристических процессов и др.

Лекции профессора Г. Н. Александрова были образцом лекторского мастерства, для них были характерны лаконичность, проблемность, образность изложения, ощущение соучастия в творческом поиске, логичность и последовательность изложения. Его занятия характеризовались высокой эмоциональностью и убеждающей силой слова, что способствовало активному восприятию и творческому осмыслению слушателями содержания каждой темы.

В 1993 году он защитил степень доктора педагогических наук по теме "Разработка общей концептуальной модели программированного обучения" на основе научного доклада.

Глеб Николаевич был неутомимым тружеником, он внес огромный вклад в развитие отечественной педагогики. Всего в списке его научных трудов 285 работ, в том числе монографии, учебные пособия, методические рекомендации.

В апреле 2000 года Глеб Николаевич Александров выступил на Всероссийском семинаре с лекцией-докладом "Информационные технологии в управлении качеством образования и развитии образовательного пространства" в Исследовательском центре проблем качества подготовки специалистов г. Москвы. Его работа вызвала широкое признание в научном педагогическом сообществе Российской Федерации и попала в 10% лучших публикаций этого типа в данном направлении за все годы. Статья вошла в ядро РИНЦ, индекс цитирования – 45.

Г.Н. Александров принимал активное участие в пропаганде психолого-педагогических знаний в республике: для учителей школ и училищ, преподавателей вузов читал в среднем 80–100 лекций в год, в университете марксизма-ленинизма горкома КПСС вел курс "Элементы педагогики и психологии в партийной пропаганде". Он был руководителем бюро секции педагогики ВШ Северо-Осетинского педобщества РСФСР, руководителем лаборатории изучения и обобщения передового педагогического опыта (на общественных началах), членом президиума Северо-Осетинского отделения педобщества РСФСР.

Глеб Николаевич руководил лабораторией по изучению и внедрению передового педагогического опыта на общественных началах в базовой школе № 27, а позже вел факультативные занятия по математической логике для учащихся школы-гимназии №4.

У Глеба Николаевича было много учеников, более 20 человек защитили кандидатские диссертации под его руководством. Он создал научную школу. Его ученики с гордостью продолжают идеи своего учителя: это ректоры, проректоры, деканы, заведующие кафедрами вузов, профессора и доценты, заслуженные работники образования.

Родина по достоинству оценила заслуги Глеба Николаевича. Он был награжден пятью орденами и восемнадцатью медалями.

Глеб Николаевич был великолепным семьянином. Вместе с супругой Ольгой Александровной воспитал троих детей.

10 декабря 2002 года Глеб Николаевич пришел, как всегда, на свою кафедру, это был его последний день на работе, которой он отдал всего себя. Он оказался и последним днем его жизни. Сердце Учителя с большой буквы перестало биться в храме науки, среди коллег и учеников.

Автор: Фатима КИРГУЕВА, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогического образования СОГУ

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 474

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика