Заслуженный деятель искусств России Темина Давидовна Туаева – человек на Северном Кавказе известный. Как продюсер, режиссер-документалист она сняла не один десяток резонансных документальных фильмов. Картины получают международное признание, их смотрят с огромным интересом.
Но она не только снимает и продюсирует фильмы, но и часто бывает на фестивалях. Привозит свое новое кино как участник и присутствует как председатель жюри. Оценивает картины своих коллег-документалистов беспристрастно и справедливо. Недавно Темина Туаева побывала в городе-герое Новороссийске, на фестивале "Малая земля". В качестве председателя жюри в конкурсе документальных фильмов отсмотрела и оценила все отобранные работы.
– Темина Давидовна, как считаете, патриотические фестивали – это сейчас общероссийский тренд? Раньше их в таком количестве не было и столько фильмов не снималось.
– Неправильно будет называть это трендом. Мы снимаем фильмы, которые наполнены любовью к Родине, о том, что горит в наших душах и наполняет сердца. Необязательно в начале фильма пропечатывать лозунги или эпитеты. Когда картина наполнена чувством, которое дает возможность жить счастливо, это видно сразу.
Как можно жить, не любя? Когда ты несчастлив, можешь и уехать, и покинуть свою землю. Мы – нормальные люди, все живем здесь и понимаем, почему здесь. Потому что это наша Родина. Это чувство нас переполняет. Мы, кинематографисты, пытаемся проанализировать то, что видим за окном, поэтому фильмы наполняем подобным содержанием. А потом эти фильмы едут на фестивали. Делается это не специально, патриотические темы рождаются как естественное чувство.
– Я задала вопрос с целью понять, не появится ли сейчас излишняя спекуляция на патриотические темы, и что с этим делать?
– Считаю, что, наоборот, таких фильмов надо делать больше, а не препятствовать. Сейчас наша страна разделена на тех, кто воюет, и на тех, кто якобы не понимает, что происходит. Мы все – за мир, но многие делают вид, что не видят истинную причину спецоперации или у них мало информации, чтобы осознать.
Но правда в том, что если ты хочешь понять, что происходит, должен получить больше информации, изучить причинно-следственные связи. Значит, ты или не хочешь знать, или не хочешь понять. Считаю, что это просто обыкновенная трусость и желание сохранить себя: "Моя хата с краю, ничего не знаю. Хочу жить прекрасно, ездить, как раньше, за границу и ни о чем не волноваться".
На одну чашу весов поставлено решение коллективного Запада о нашем уничтожении, на второй противопоставлены наша жизнь, наши семьи, наши дети. Поэтому скажу свое мнение: наоборот, сегодня патриотических фестивалей мало, также мало хороших фильмов на подобные темы.
Я – не наивный человек и понимаю, что такими фильмами не переделаешь мозги, хотя стоит учитывать второй закон диалектики, который гласит о том, что количество переходит в качество. Вода камень точит, и этого никто не отменял. Если мы будем постоянно бить в одну точку, объективно рассказывать о том, что происходит, может быть, до кого-то и достучимся. Это вообще твой долг, если ты хочешь существования своей Родины. А как иначе…
– Кинематографисты ринутся снимать на тему Донбасса, а многие и не бывали в нем. Как можно браться за подобное?
– Не надо запрещать, пусть снимают. Может, снимут пару картин и со временем им захочется познакомиться со своими героями, поехать в места боев, узнать все из первых рук. И вот еще произойдет переформатирование одного, второго… Это благородная тема, пусть снимают.
Мы тоже скоро поедем туда. У нас есть Лена Базаева, это русская женщина, которая вышла замуж за осетина. Она возглавляет осетинскую диаспору в Донбассе. Боже мой, какую она ведет колоссальную работу! Меня туда зовет чувство долга, об этом человеке надо рассказать обязательно.
– Надо признать, что у вас на военные темы много картин. Ваши работы в Европе открывают многим глаза на происходящее.
Наши фильмы смотрят на международных фестивалях, чему я, конечно, очень рада. За свой первый фильм "Дети кавказской войны" получила Гран-при во Франции, в городе Онфлере. Второй нам вручили вместе с Вадимом Цаликовым за фильм "Граждане Беслана". Потом у нас был фильм "Разделенный народ". Еще была картина "Когда упало небо", она полностью сделана на архивных, документальных кадрах.
В этом году запустили картину, она называется "Стрингер". Фильм рассказывает про оператора, который анонимно снимает военные действия. Мы не показываем этого человека, потому что он много снимал такого, что не снимут официальные операторы. Действительно, о войне на Кавказе, о Южной Осетии, о ее трагедии и подвиге у меня много документальных работ, с которыми знакома мировая общественность.
– Документальные фильмы с большим интересом смотрят и российские зрители. Но могу отметить, что в залах почти нет молодежи. Мне кажется, что это упущение, что молодежь не интересует патриотическая документалистика.
– Это никакое не упущение, – наша молодежь абсолютно похожа на социум. Мое глубокое убеждение: молодежь – зеркальное отображение нашего внутреннего мира, того, что мы тщательно скрываем от других людей. Молодое поколение – это проекция, то, что происходит за закрытыми дверями в каждой семье. Например, глава семьи в офисе, на людях – вежливый, культурный, а дома – монстр, который жестоко третирует всю свою семью. Так часто бывает. И вот какой он есть в своей сущности, таким будет и ребенок.
Посмотрите, какой нездоровый интерес вызывают у нашего общества передачи, которые ведет Малахов. В этих передачах любят показывать, как отец проламывает стулом голову матери на глазах у детей. Или как рожают школьницы от своих учителей. Мы только это и смотрели по телевизору в последние годы. Подобное вызывает нездоровый перекос в нашем обществе, но интерес есть. Поэтому молодежь и протестует таким образом, она не смотрит эти передачи и на фестиваль патриотического кино тоже не пойдет. Это такой своеобразный протест.
Тем не менее существует и другая Россия – культурная и образованная, которой необходимо документальное кино о нашей стране. К мнению этих людей мы, кинематографисты и журналисты, должны прислушиваться.
– Вопрос по поводу общественного мнения. Как считаете, насколько сегодня оно сильно в нашей стране?
– Считаю, что общественного мнения в нашей стране нет. Если бы оно было, тогда многое было бы по-другому. Сегодня, к сожалению, в обществе правят цинизм и лицемерие. Актер Алексей Серебряков, когда уезжал в Канаду, сказал, что в стране царит хамство. Возможно, он прав… Посмотрите рекламу, социальные сети, как себя ведут люди. Какие посты, комментарии, фотографии…
Но есть существенный нюанс. На Кавказе все-таки существует некоторый элемент общественного мнения, крепко еще национальное воспитание.
Скажу больше, сила общественного мнения на Кавказе сильнее, чем в советское время. С эрой Интернета сегодня многое не скроешь, все предается огласке моментально. Тут же пошла волна обсуждения.
И в Татарстане, и в Чувашии, и в Чеченской Республике руководство поддерживает и развивает общественное мнение. В Москве, если кто-то из чеченских парней набедокурил, то сразу родителей призывают к ответу. Сильный момент в том, что нарушителя самого привозят домой и там с ним разбираются. Поэтому, прежде чем преступить закон, надо серьезно подумать о том, что позор ляжет на всю семью, общество отвернется, младшим братьям и сестрам будет несладко в школе и во дворе. Именно на Кавказе общественное мнение работает.
На Кавказе слишком сильные национальные традиции, которые закладываются с рождения. Чувство долга, чести – это не последние слова. И если надо встать на защиту своей Родины, встанут все как один. И уж точно на концертах всяких антироссийских личностей аплодировать не будут.
– А как в Осетии относятся к тому, что многие "бегунки-либералы" возвращаются обратно в Россию, дают концерты, корпоративы, пытаются сделать вид, что не было предательства? У вас такое потерпели бы разве?
– Не могу отвечать за всю Осетию, хотя выше косвенно ответила на этот вопрос. Лично я отношусь к этому отрицательно, и вот почему. Считаю, что Россия как страна традиционно больше заботилась о других, особенно после войны. О себе она думала в последнюю очередь. У России нет нездоровых амбиций, недоразвито чувство самоуважения. И вот это всепрощенчество предателей, эта беззубость, беззлобность – от отсутствия самоуважения: все стерпим, мы же большие и добрые…
– Как считаете, идеологическая работа у нас в стране ведется? И на каком уровне?
– Смотря какая. Идеологическая работа либералов и антироссийских оппонентов поставлена замечательно. Вкачено огромное количество денег и ресурсов, видна серьезная работа.
А вот с нашей стороны патриотическая, идеологическая работа, к сожалению, очень слабая. Только сейчас она начинает зарождаться и подниматься. Появляются новые фильмы на актуальные темы, например, тема новой пионерии, организации для молодежи. Спецоперация, как прожектор, выявила наши слабые стороны и особенно – воспитание молодежи. Мы ничего не посадили, а уже собрались получать плоды. И надо не только сажать, – необходимо рыхлить, удобрять, поливать. Тогда плод созреет и упадет.
Вот вы меня спросили по поводу спекуляции на патриотические темы. Пусть кинематографисты снимают как можно больше, даже если это будет профанация. Пусть снимут десять фильмов, три из них будут нормальными, остальное отпадет само собой. Надо реально смотреть на вещи, мы только начали работать в этом направлении. У нас в стране разве много фестивалей патриотического кино? На пальцах одной руки можно пересчитать…
– Мне очень понравился ваш документальный фильм совместно с режиссером Цаликовым "Граждане Беслана". Если называть патриотическим кино, то только вот такой фильм. А что сегодня происходит в этой школе, которая была захвачена?
– Этот фильм обошел весь мир, в нем мы хотели рассказать о трагедии, которая случилась в Беслане. В следующем году исполнится двадцать лет со дня случившегося, но забыть такое невозможно.
К сожалению, школу уничтожили, она очень долго стояла разбитой. Сейчас там построен мемориал погибшим, висят фотографии детей и бойцов "Альфы", лежат цветы, игрушки, бутылки с водой как символ страдания детей. В ближайшее время поставят часовню. А вместо старого здания заново построили две школы, красивую детскую площадку.
– В фильме показан эпизод, когда маленького мальчика несли на операцию, а он говорил: "Я ничего не боюсь – я же осетин". Меня поразило мужество ребенка.
– Это передается генетически, дети впитывают эту культуру с молоком матери. Мужество и бесстрашие. И девочки точно такие же, они могут постоять за себя. Этим героическим детям в Италии был поставлен памятник. Потом, спустя пять лет, о детях Беслана мы сделали фильм "Ты и я". Его снял режиссер Пулат Ахматов. Герои, пережившие эти страшные события, повзрослели, у всех своя жизнь, у многих семьи, дети. В фильме мы показали, какие из этих детей выросли ответственные, надежные люди, как они осознают историю своего народа, как чтят свою землю.