Общеизвестна истина о том, что история – учитель жизни и строгий воспитатель. Похоже, этот постулат позабыл кое-кто, ибо сегодня Запад, да и "наши братья" не только по социалистическому лагерю, но и страны бывшего СССР, получившие из рук России само право жизни, стремятся задушить нас экономическими санкциями.
И не только.
Против России объединились, образно говоря, и карлы шведские, наполеоны, гитлеры, лжедмитрии, мазепы и псы-рыцари, как называл их князь Александр Невский. Вот уже нацелились на борцов с фашизмом "знаменитые" "абрамсы", танки с крестами на броне, чего не было со времен Великой Отечественной.
Сегодня потомки наших соратников по антигитлеровской коалиции искажают историю, осмеивают семейные ценности, и в этих условиях резко возрастает роль педагога-наставника, годом которого и стал 2023-й.
Глубоко символично, что именно сейчас вышла в свет очередная книга профессора Сергея Яковлевича Плахтия, в которой известный ученый и общественный деятель Северной Осетии обобщает опыт воспитательной работы коллектива Северо-Осетинской государственной медицинской академии по патриотическому и нравственному воспитанию студенческой молодежи.
Наше недавнее прошлое было страшным не только пустыми полками, многомесячными задержками зарплаты и бандитскими разборками. Они были пагубными своей бездуховностью, отрицанием нашей советской истории и поднятым на щит утверждением "патриотизм – убежище негодяев". И пусть так говорили немногие, но именно они диктовали это в различного рода учебниках, изданных на щедрые подачки Сороса, на телевидении, в СМИ…
Слава Богу, мы пережили эти времена и сегодня отчетливо понимаем, что история – истинный учитель жизни. Она не только повествует о событиях давно минувших дней, но и воспитывает нас. Не зная историю своего народа, большой и малой родины, нельзя стать образованным человеком.
Мечта видных представителей осетинской интеллигенции об открытии в Осетии медицинского института сбылась в тридцатые годы ХХ века. С тех пор этот вуз закономерно занимает одно из ведущих мест в культурном и образовательном поле не только Осетии, но и всей России. Его выпускники трудятся на ниве здравоохранения на просторах бывшего СССР и далеко за его пределами.
Отрадно, что в стенах этого учебного заведения история – не просто обязательный предмет изучения согласно учебным планам. Медицинская академия сегодня обладает высоким образовательным потенциалом. Ее представители с успехом держат руку на пульсе времени, совершенствуют учебно-воспитательный потенциал, выявляют и используют исторический опыт.
Одна из знаковых фигур среди профессоров СОГМА – С.Я. Плахтий. Не зря коллеги за глаза называют Сергея Яковлевича "Геродотом осетинской медицины". В течение десятков лет он не только неустанно и скрупулезно работает, собирая воедино страницы истории академии, биографии ее выдающихся выпускников, но и проводит огромную воспитательную работу.
У автора вышеназванной книги нужно учиться не только тщательному анализу исторических фактов, но и неподдельной любви к предмету своего исследования, которая отличает все творения профессора, будь то солидная книга или газетная зарисовка.
Рецензируемая нами монография – яркое тому подтверждение. На ее страницах красной нитью проходит идея патриотизма. В ней представлена и автобиографическая страница, о чем и пишет автор: "...Я отношусь к поколению детей войны, к тем, кто испытал ужас и страх. В 1941-м наши отцы ушли защищать Родину и своих детей от фашистской нечисти. Мы, дети, терпеливо переносили свалившиеся тяготы прифронтовой жизни: ели барду, репу, носили дзабырта. Мне было тогда всего 7,5 года, но то, что происходило осенью 1942-го в моем родном поселке БМК, запомнилось на всю жизнь. В одну из ноябрьских ночей немцы стали обстреливать рабочий поселок Бесланского маисового комбината дальнобойными снарядами. Один снаряд попал в соседский корпус, в квартиру напротив нашей. Большая часть здания рухнула, а у нас в квартире повылетали стекла, покорежило рамы.
Взрывной волной меня и брата бросило на пол, а на кровать в подушку брата вонзился осколок. Мама схватила нас за руки и вытащила на улицу. Она – в ночной рубашке, мы – в трусах и майках на босу ногу побежали в недалеко стоящий детский сад. Там в подвальном помещении уже прятались старики, женщины и дети. Запомнил жуткую картину: все стоят на коленях и молятся, а в глубине мерцает свеча. Мама и меня, и брата тоже поставила на колени, сама опустилась рядом и стала просить Господа Бога, чтобы ее дети уцелели...".
Можно с уверенностью сказать, что страницы этой книги насыщены неподдельной любовью к Родине, большой и малой. Вот почему она читается, что называется, на одном дыхании. На ее страницах усилиями профессора С.Я. Плахтия "оживают" и "говорят" архивные документы, стихи отечественных поэтов, мемуары профессоров и рядовых работников и, конечно же, поисковые исследования самих студентов.
Но не только история соратников Гиппократа представлена в книге. Анализируется большая воспитательная работа, которая проводилась и проводится в вузах республики. Описываются и ее участники. В прошлом – студенты, ныне – известные граждане нашей республики. Многих из них, к сожалению, нет в живых. Но их дело не пропало даром и сегодня служит патриотическому воспитанию молодежи.
В книге много архивных снимков той эпохи. Глядя на один из них, видно, как трудились комсомольские активисты нашей республики тех лет, впоследствии известные специалисты и видные общественные деятели Осетии – Алании: Ирина Гуржибекова, Юрий Магометов, Петр Березин, Ираклий Рехвиашвили, Рамазан Болиев, Ваган Хачатуров, Славик Койбаев…
История – предмет совсем не кабинетный, и в воспитании чувств патриотизма необходимо стимулировать умственную активность, в результате этого обучающиеся приобретают интеллектуальные ценности, которые, как и всякое иное осознанное и желаемое приобретение, доставляют радость своему обладателю.
Профессор С.Я. Плахтий отмечает, что его книга рассчитана на преподавателей, студентов и широкий круг читателей и может быть использована в работе с молодежью. Позволим себе не согласиться с нашим уважаемым старшим, – она не только может, но и должна в обязательном порядке использоваться в воспитательной работе сегодня, когда само время требует от нас возвращения к патриотическим истокам, в том числе и в системе высшего образования, от которого напрямую зависит будущее нашего общества и государства.
Опыт работы профессора С.Я. Плахтия поистине бесценен, и на это обращают внимание и автор вступительной статьи, ректор СОГМА, профессор О.В. Ремизов, отмечающий, что сегодняшние достижения медакадемии – в частности, международная аккредитация вуза, дающая право ее выпускникам не только поступать в докторантуры США и Европы, но и получать медицинскую лицензию.
Думается, что эту книгу с большим вниманием прочитают во всех домах Осетии – Алании и за ее пределами.