В рамках государственной программы по поддержке и продвижению национальных литератур народов России коллективом Объединенного гуманитарного издательства (ОГИ) выпущены шесть больших томов, охвативших произведения разных жанров невероятного числа современных авторов, пишущих на родных языках, а также образцы сокровищницы народного творчества, так или иначе нашедшие отражение в их мировосприятии. Уникальный социально значимый просветительский проект, как уже признано сообществом деятелей культуры, способствует укреплению межнациональных связей и развитию сотрудничества.
Достойным шагом в реализации благой инициативы стало появление фолианта "Художественная публицистика. Современная литература народов России", вобравшего в себя произведения 134 авторов на 45 национальных языках народов большой страны с обзорными статьями и биографическими материалами. Тем более что солидная часть статей на русский язык переведена впервые. В целом своеобразный "художественный атлас" является еще одним свидетельством культурного разнообразия и дает возможность популяризировать достижения национальной публицистики как в России, так и в перспективе на международной арене.
"Включение художественной публицистики в один из жанровых разделов – неочевидное решение, в отличие от включения поэзии, драматургии, прозы. Но, согласитесь, в современном мире она занимает все больше и больше места. С автоматизацией информационных потоков художественное слово, выраженное не только в рамках жанров, но и в живом повествовании – эссе, очерке, художественном интервью, приобретает все больше значения и отличает работу человека от робота. Наш проект – это про людей, про их жизнь и мысли. В электронном виде, кстати, с ним может ознакомиться любой желающий", – прокомментировал во время недавней презентации книги в Москве генеральный директор издательства Дмитрий Ицкович. В свою очередь главный редактор Максим Амелин добавил, что антология, вобравшая в себя разные взгляды на многие происходящие в обществе события, позволила людям высказать то, что не выходило за региональные рамки, и выразил надежду, что озвученные в книге вопросы будут осмыслены читателями.
От Республики Северная Осетия – Алания во всероссийскую редколлегию по выпуску антологии входит заместитель директора Национальной научной библиотеки Ирина Бибоева, отмечающая, что публицистика для членов представительной редколлегии (к работе над сборником привлечены около 800 специалистов из разных уголков страны) во время подбора материала открылась и с неожиданной стороны: "Проделан большой труд, выявивший, в частности, потребность в издании сборника общественно-политической публицистики, тем более в свете происходящих ныне в стране и мире событий. Почин, думаю, должны подхватить сами регионы. В том же нашем Северо-Кавказском федеральном округе немало писателей и журналистов, достойно проявляющих себя на данной стезе, пишущих очерки, путевые заметки, художественные интервью и фельетоны".
Тематика публикуемых в увидевшем свет томе материалов действительно разнообразная. Здесь можно почерпнуть полезные знания о национальных героях и символах, обычаях и традициях, исторических и современных деятелях. Обращают на себя внимание особенности национального характера и колорита, проблемы экологии, охраны памятников природы и культуры, вопросы самоидентификации народа, общественные вызовы, требующие взвешенного решения…
Современные осетинские писатели Гастан Агнаев, Сергей Хугаев, Музафер Дзасохов, Ирина Гуржибекова, Дамир Дауров, Хазби Цгоев, Милуся Будаева, Эдуард Абаев, Эльбрус Скодтаев, Энвер Хохоев, Залина Басиева, Заурбек Габолаев многие другие представители разных поколений творческих деятелей традиционно оттачивают мастерство в жанре художественной публицистики, не обходя вниманием и указанные актуальные аспекты. Они являются авторами содержательных очерков, проникновенных эссе и зарисовок, интересных путевых заметок, острых статей о пороках общества и недостаточном его внимании национальной культуре, традициям.
В любом случае в центре внимания оказывается человек, о чем свидетельствует представляемая в антологии очерковая публицистика в исполнении ярких авторов, доносящих до нас особенности почерка старшего (Ахсар Кодзати, к сожалению, его уже нет среди нас), среднего (Борис Хозиев и Виталий Колиев) и младшего поколения (Валерий Гасанов).
Поэт, прозаик и публицист Ахсар Кодзати в очерке "Память добра" проводит параллели по литературной карте Осетии, на которой достойное место занимает один из лучших поэтов ХХ века Арсений Тарковский. В том смысле, что Осетия оказала на него благотворное влияние, в результате чего в лирике запечатлены запоминающиеся картины благодатного края. Волшебная природа восхищала признанного классика, и "осетинские мотивы" вошли во многие его стихотворные сборники.
Публицист и литературный критик Борис Хозиев рассказывает о выдающемся российском ученом, достигшем своих вершин в области ракетно-космических технологий. Доктор технических наук, академик Казбек Касаев долгие годы был засекреченной личностью, и мы до сих пор не знаем всех перипетий вручения ему Государственных премий СССР и РФ, трех премий Правительства РФ. Но главные его заслуги известны и описаны в очерке земляка-автора.
Поэт Виталий Колиев в свою очередь пишет о счастливой многодетной матери и одаренной личности Римме Царикаевой. Талантливая актриса и вокалистка проводит большую работу в деле пропаганды духовных ценностей родного осетинского народа, прививая художественный вкус молодежи, оттачивая его у взрослых. Именно на малой родине, хотя была возможность остаться в большой Москве, ища славы и признания в известном столичном театре.
Молодой журналист и публицист Валерий Гасанов темой для своего повествования избрал рассказ о труженице на ниве науки – докторе биологических наук, авторе уникальных трудов по флористике Вере Гадиевой, изучившей и описавшей лекарственные свойства тысяч видов растений в родной Осетии.
В произведениях всех авторов превалируют гуманистическое начало, стремление показать пример последователям в плане умения находить героев среди нас здесь и сейчас. Безграничная авторская фантазия позволяет словом родного языка создавать художественные образы, способствующие диалогу современника с современником, затем – с читателем. Речь идет о неприглядных сторонах жизни. Диалог более жесток, но и за него ценитель таланта писателя-публициста будет безмерно благодарен. Благом слова следует одаривать, не сочиняя, но – домысливая, не сгущая краски, но – показывая не всегда видную сторону нашего бренного бытия. Плавный переход к философии оправдан – последователей первого осетинского философа-гуманиста Афанасия Гассиева, в творческом наследии которого далеко не последнее место занимает как раз художественная публицистика, в Осетии немало.
Вывод из сказанного очевиден: жанр художественной публицистики на осетинском языке востребован. Есть авторы, развивающие традиции, ищущие новые направления для раскрытия таланта, не нарушена преемственность поколений. А это значит, что будут новые находки, острые материалы и рассказы о простом человеческом счастье...