Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Республиканская ежедневная газета Республики Северная Осетия - Алания

362015, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, 11, Дом печати
телефон: +7 (8672) 25-02-25
e-mail: gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru

Возвращение древней аланской святыни

[B]В последних числах августа в нашей республике произошло важное историческое событие, пока должным образом не оцененное.[/B]

В Осетию после 745-летнего отсутствия, правда в виде списка с оригинала, возвратилась древняя аланская святыня – икона Божией Матери, известная под именем "Толгская-Тронная", получившая свое наименование по названию реки Толги, впадающей в Волгу, где она была явлена Ростовскому святителю Прохору в 1314 году.

История этой иконы такова: на левом берегу Терека, напротив нынешнего села Эльхотова в XIII – начале XIV веков находился описанный во всех русских летописях "славный ясский (т.е. осетинский) город Дедяков". В 1278 году этот город подвергся нападению татаро-монгольских полчищ под предводительством хана Менгу-Тимура, в результате которого город был разрушен и сожжен. Следует отметить, что население Дедякова на тот момент составляли христиане, о чем свидетельствуют раскопанные археологами руины четырех церквей, в одной из которых и находилась данная икона Божией Матери.

После разгрома Дедякова русским князем Федором Черным, который был вынужден участвовать в походе Менгу-Тимура, поскольку хан грозился разорить его княжество, а самого подвергнуть долгой и мучительной смерти, в качестве трофея была вывезена на Русь древняя икона Божией Матери, на которой Она была изображена сидящей на троне с Предвечным Младенцем на руках, отчего икона получила свое название Толгская-Тронная.

И таким образом, икона не погибла в пожарище, а сохранилась до наших дней и в настоящее время находится в фондах Третьяковской галереи.

Впервые с историей этой иконы жителей Осетии познакомила Тамара Владимировна Дадианова – доктор философских наук, проживающая в городе Ярославле.

Впечатлившись ее публикацией в газете, владикавказский краевед Марина Михайловна Руденко решила добиться возвращения иконы в Осетию хотя бы на празднование 1100-летия Крещения Алании и еще при владыке Зосиме стала осуществлять сбор подписей жителей Осетии на прошении Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу.

В связи с невозможностью возврата оригинала иконы в Осетию встал вопрос о создании хотя бы списка с иконы. Список с оригинала был создан японской художницей-иконописцем Зоей Ватанабе, прибывшей в нашу епархию. Процесс написания иконы продолжался более года, он начался в Троице-Сергиевой лавре и был завершен уже в Осетии.

Ныне список с иконы Божией Матери Толгской-Тронной пребывает в кафедральном соборе Святого великомученика и Победоносца Георгия во Владикавказе.

Но этого недостаточно. Хотелось бы, чтобы копии иконы, пусть даже небольших размеров, имелись и в других православных храмах Осетии, особенно же в Эльхотовском храме, находящемся на расстоянии около одного километра от места пребывания древней аланской святыни в XIII веке, откуда она была вывезена на Русь. А также желательно, чтобы в написании этих икон приняли участие потомки алан – осетинские художники-иконописцы.

Автор: Ж. ЛИДИНА

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 590

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика