[B]Моздок со дня основания на перекрестке торговых путей веками служил для жителей дальних поселений местом, где можно было найти покупателя на свой товар, а также приобрести необходимый для своих нужд. А так как первопоселенцы – казаки – находились на государевой военной службе, то и покупательная способность у них была высокой. Самыми многолюдными и выгодными, конечно же, были осенние ярмарки: большое разнообразие богатых даров земли, скота, птицы, изделий ремесленников и мастеров даже из Закавказья.[/B]
Торговля поначалу носила сезонный характер. Но постепенно в Моздоке обозначились постоянные площади, ведь многие торговцы становились посредниками, а товары и услуги ремесленников пользовались спросом круглый год. Вот многие из них и оставались жить в этом изобильном хлебном крае. До сих пор сохранились добротные дома моздокских купцов и построенные ими же гостиницы.
Ярмарка – действо, казалось бы, исконно русское. Но филология – наука точная. Исконно славянским словом, обозначающим "место купли-продажи товаров", является "торжище". Давно употребляемое с тем же значением слово "базар" пришло к нам из персидского языка. А вот популярное "рынок" – тоже славянское, только пришло в русский язык из родственного польского ("rynek", поляки известны как мастера торгового дела). Из того же польского пришло и слово "ярмарка" ("yarmark"), только оно уже вовсе не славянских корней, а немецких – "Yahr Market", что обозначает по-нашему: "ежегодная торговля".
Понятно, что сегодня, когда любой товар можно увидеть, сравнить и заказать с доставкой из зарубежья по Интернету, необходимости в ярмарках уже нет. Они стали носить локальный характер. Так, в республике проходят ежегодные ярмарки сельскохозяйственной продукции от местных производителей. Популярность ярмарок отечественных товаров вызвана неоправданным обилием на торговых объектах иностранных продуктов сомнительного качества. И ярмарки сегодня играют свою положительную роль в продвижении товаров местного производства.
Учатся азам предпринимательской деятельности и дети. В образовательных организациях Моздокского района стало традицией проводить "Осенние ярмарки". Обучают их этим премудростям, конечно же, педагоги и родители. В СОШ № 1 с углубленным изучением английского языка нас пригласила директор Ирина Дементьева. На два дня спортивный зал школы был отдан под торжище.
Замдиректора Татьяна Морозова вместе с классными руководителями и родителями продумали это массовое мероприятие так, чтобы оно было и зрелищным, и полезным. Оформление "торговых палаток", костюмы участников, ассортимент продуктов должны были соответствовать традиционной отечественной культуре. Малые жанры из русского фольклора помогли создать актуальные рекламные слоганы.
Родители постарались на славу! Столы ломились от съедобных товаров: русских пирогов с мясом, капустой, маком, сухофруктами, ягодами и их "деток" – пирожков и пирожных; десятки видов печенья, пряников, всяческих десертов, домашних морсов, компотов и соков – все наполняло воздух ароматом и вызывало аппетит! Но конкуренция была слишком высокой, и продать свой товар быстрее удавалось лишь тем, у кого были доступные учительским и детским кошелькам цены! Привлекали производители покупателей ярким оформлением столов, костюмами и выступлениями зазывал:
– Собирайся-ка, народ, у нас ярмарка идет.
А на ярмарке что есть, вам всего не перечесть.
Расступись, честной народ, не пыли дорожка,
Сюда ярмарка идет погулять немножко!
Ученики 5"А" класса представили даже инсценированную песню "Валенки", правда, реквизита у них оказалось больше, чем товаров. Но желающих приобрести у них посуду с хохломской росписью и даже оберег – домовенка Кузю – было немало. Приходилось отвечать непривычное для ярмарки "не продается!"
Торговцы по классам сосчитали прибыль (от 3 с половиной тысяч до 21 тысячи рублей!), поделились впечатлениями и получили поощрения от организаторов. На вырученные же деньги родители решили приобрести для школы комплект звукового оборудования. Администрация поблагодарила классного руководителя Людмилу Лобко и родительский комитет за самый существенный вклад в общую копилку.
Учащиеся 5–11-х классов СОШ №3 и их родители свою ярмарку "Золотая осень" проводили на просторном школьном дворе, где было много веселья и танцев. На это зрелище засматривались многочисленные горожане по пути на центральный базар. Яркие национальные костюмы в русском стиле, плясовые мелодии, разнообразная выпечка и изящные, замысловатые осенние букеты – все радовало глаз покупателя. Заместитель директора по УВР Татьяна Белоусова поделилась радостью: вырученных средств хватило на заказ для школы комплекта музыкальной аппаратуры, о котором мечтали уже давно!