Наш маршрут пролегал через Кобанское ущелье до Кармадонских ворот, в селение Горная Саниба. Первой остановкой стал дзуар (святилище) очень почитаемого в Осетии Уастырджи.
Здесь путники всегда останавливаются, чтобы помолиться и попросить у покровителя хорошей, благоприятной дороги.
Следом мы посетили дзуар Мыкалгабырта. Это одно из трех вместе с Рекомом и Таранджелосом, особо почитаемых осетинских святилищ. Интересно, что Таранджелос еще и персонаж нартского эпоса и осетинской мифологии, божество плодородия. Святилище не сразу видно с проезжей части, оно словно прячется за ветвями и находится справа от дороги, неподалеку от поворота в Кармадонское ущелье.
На его территории растет небольшой куст, по народному поверью, если повязать на ветку ленту и загадать желание, то оно непременно сбудется.
Далее наша дорога бежала через узкие, отвесные скалы, поражающие, а порой даже пугающие, своим грозным величием.
Должно быть, многие слышали об ужасной катастрофе в Кармадонском ущелье, случившейся в сентябре 2002 года со съемочной группой во главе с актером и режиссером Сергеем Бодровым-младшим. Мы остановились у въезда в один из тоннелей, где предположительно могли укрыться от селя пропавшие артисты. В 2021 году в память о случившемся молодые художники из Северной Осетии сделали на скале граффити с портретом Сергея Бодрова, здесь же изображены погибшие артисты конного театра "Нарты"... "Мы поняли, в чем сила, брат. Сила – в единстве!" – написано на этом месте.
Финальной точкой нашей этнопоездки стало непосредственно селение Горная Саниба.
Небольшой населенный пункт насквозь пропитан историей и легендами. Сначала мы посетили храм Святой Троицы XII века, восстановленный, кстати, выходцем из этого селения Маирбеком Кусаевым.
Во дворе церкви растет липа, говорят, что ей более 600 лет, она стала неким "деревом желаний", где оставляют монетки, повязывают ленты.
Неподалеку от храма и склепов находится святилище Аларды, куда люди приходят помолиться за здоровье детей или попросить их появления на свет. Сюда приезжают с тремя пирогами и просят покровителя на крылатом коне о самом сокровенном: семейном благополучии, женском счастье...
Местный житель Таймураз Елоев рассказал нам о том, что выходцем из этого села является Муса Кундухов, российский генерал-майор, турецкий дивизионный генерал, который возглавил переселение части мусульман Северного Кавказа в Турцию.
Здесь же, в Санибе – "Осетинская пиета" скульптора Станислава Тавасиева. Монумент посвящен выходцам из села, погибшим во время Великой Отечественной войны.
В завершение экспедиции Заур Мазлоев пригласил нас в свой дом, находящийся в Санибе.
Всем известно об осетинском гостеприимстве, являющемся нормой нашего менталитета, а что уж говорить о теплом приеме в праздничные дни Джеоргуыба, на которые выпала наша поездка! Мама Заура приготовила для нас свежий хлеб, накормила салатом из овощей из собственной теплицы, угостила горным чаем...
Вообще, стоит сказать, что Джеоргуыба – традиционный праздник, который осетины отмечают ежегодно в последнюю неделю ноября. Добавим, что в последние десятилетия он стал поистине межнациональным, так как полюбился практически всем народам, проживающим в Северной Осетии. Празднуют его и в многочисленных зарубежных диаспорах, созданных проживающими там осетинами, выходцами из республики.
Словом, этнографическая поездка в Горную Санибу не только приоткрыла нам двери в прошлое, но и позволила погрузиться в богатство традиций, культуры и истории этого уникального уголка Осетии-Алании.