[B]В рамках федерального проекта "Региональная и местная дорожная сеть" в Северной Осетии успешно ведутся работы по приведению в нормативное состояние искусственных сооружений. Реализация проекта позволит реконструировать мосты, которые были построены еще в 50-х – 60-х годах прошлого века и в настоящее время не соответствуют современным требованиям по габаритам, нагрузкам и прочим техническим параметрам.[/B]
Разработанная в республике программа реконструкции мостов последовательно осуществляется на основных региональных и межмуниципальных дорогах, дорогах, ведущих к туристическим объектам, историческим памятникам, горным селениям.
В результате реконструкции и строительства на дорогах появилось несколько мостов длиной более 100 метров: через реку Урух у с. Хазнидона, на 78-м км главной региональной дороги "Владикавказ – Ардон – Чикола – Лескен-2", мост через реку Терек у селения Фарн, на автодороге "Архонская – БМК – Хумалаг – "Кавказ", через реку Урсдон на автодороге "Красногор – Николаевская".
В ходе работ по реконструкции и капитальному ремонту участков дорог преображаются и входящие в них искусственные сооружения. Так, при капитальном ремонте обхода города Дигоры был обновлен мост через реку Урсдон. Сразу пять мостов общей протяженностью 112,5 метра приведены в нормативное состояние на дороге "Чикола – Мацута – Комы-Арт". На участке 1-й очереди реконструкции автодороги "Гизель – Кармадон – Даргавс – Дзуарикау" дорожники заново построили 3 моста через реку Гизельдон общей протяженностью 125 метров.
Стабильное финансирование из федерального и республиканского бюджетов способствует поступательному развитию дорожной отрасли в республике, позволяет уверенно планировать ее деятельность на годы вперед, улучшать состояние автомобильных дорог.
Только за 2019–2022 годы в ходе реализации нацпроекта "Безопасные, качественные дороги" на дорогах республики построено, реконструировано и отремонтировано более 25 мостов общей протяженностью около 1250 метров.
В 2023 году проведена реконструкция еще 5 искусственных сооружений общей длиной почти 160 метров.
Теперь это современные искусственные сооружения, на подъездах к которым ликвидированы и спрямлены виражи, что сделало движение более безопасным для водителей и комфортным для пассажиров.
На популярной у туристов дороге "Дзуарикау – Фиагдон – Хилак", ведущей в Куртатинское ущелье, за прошедшие годы отремонтированы, реконструированы и построены 4 моста. В текущем году завершена реконструкция еще одного, через реку Фиагдон.
Отремонтирован мост через реку Саурдон, ведущий от Дигоры к минеральным источникам.
Сразу два моста через ручьи реконструированы на межмуниципальной дороге "Алагир – Црау – Урсдон". Теперь и эти объекты будут полностью соответствовать современным требованиям к искусственным сооружениям на дорогах общего пользования.
Мост через реку Ардон расположен на дороге, ведущей от федеральной трассы А-164 "Транскам" к высокогорному селению Архон. Современное искусственное сооружение заменило старый мост, который простоял на дороге более 50 лет и находился в предаварийном состоянии.
В ходе работ по реконструкции возведены мощные опоры, откосы для защиты их от подмыва, построена подпорная стена, проведены берегоукрепительные и другие строительные работы. Теперь мост с двумя полосами движения и тротуарами шириной по 1 метру с каждой стороны полностью отвечает современным требованиям и простоит не меньше, чем его предшественник.
Рассказывая об итогах реконструкции мостов на дорогах Осетии в 2023 году, нельзя не упомянуть о мосте через реку Терек на дороге между селениями Ногир и Михайловское, обрушение которого произошло в результате паводка 29 мая текущего года.
По рекомендации специалистов-мостовиков из Саратова, которые незамедлительно обследовали разрушенный мост, старый был разобран. Специалисты ООО "Автодорпроект" из Красноярска в кратчайшие сроки разработали проектно-сметную документацию, на которую уже выдано положительное заключение госэкспертизы. Финансирование работ по реконструкции моста в размере 780 млн рублей планируется осуществить за счет дополнительных средств из федерального бюджета. Основные работы планируется начать в конце текущего – начале следующего года.
В речной сети Северной Осетии – 1038 рек и ручьев (общая протяженность – 3358 км), большая часть которых относится к малым рекам и ручьям. Особый, буйный нрав горных рек, которые из "тихих и спокойных ручейков" превращаются в потоки, сносящие все на своем пути в период паводков, ставят перед мостовиками и дорожниками сложные задачи. А это значит, что мостовикам Северной Осетии предстоит выполнить огромный объем работ, чтобы за годы реализации нацпроекта сделать мосты через реки и ручьи более надежными, безопасными и качественными.