Медленно, но верно наш любимый владикавказский трамвай, которому в этом году исполняется 120 лет, движется в правильном направлении. И то, что властям удалось сохранить этот уникальный вид транспорта, заслуживает восхищения. А сегодня задача – уже и развивать, наращивать обороты колесных пар, обновлять трамвайное хозяйство, создавать комфортные условия для сотрудников предприятия и пассажиров.
Как только красно-синие красавцы появились на линии, наш город сразу ожил, помолодел, что ли. И вовсе неправда, что трамвай – только для пенсионеров. Зайдите в любой вагон – сколько разного народа едет: и молодые, и пожилые, и дети, и люди среднего возраста... "Тепло, светло, удобно, вот только бы еще ходили почаще", – добавит наш читатель. Да, поверьте нам, над этим очень упорно работают в администрации города.
2023 год был "урожайным" на события в трамвайном хозяйстве. Полностью обновлен трамвайный парк, регулярно работают курсы по обучению водителей при МУП "ВладТрамвай". Первые пятеро водителей уже сели за "штурвал" и водят вагоны самостоятельно. Следующую группу выпустят в апреле этого года. "Это достаточно серьезный и ответственный процесс, – говорит заместитель директора Алан Тобоев, который оказался на связи по первому звонку "СО" и дал исчерпывающие пояснения. – Учащиеся должны не только успешно сдать экзамен, но и накатать 200 часов без пассажиров, более 100 часов – с ними, но под руководством опытного наставника. И только тогда будут допущены к самостоятельным рейсам".
Что такое управлять трамваем в нашем многомашинном городе, думаю, рассказывать не надо. Максимальная концентрация, собранность, внимание, ответственность – все эти качества должны присутствовать. А еще водитель должен быть вежливым и позитивным. А еще – продавать билеты и давать сдачу... Очень сложно. Безусловно, человек отвлекается, и от этого страдает безопасность дорожного движения.
Чтобы этого избежать, в конце прошлого года во всех владикавказских трамваях была установлена и введена в эксплуатацию система безналичной оплаты. Валидаторы – устройства известные, многие ими пользовались, выезжая в другие города, но все же поясним, как они работают. "Любую банковскую карту прикладываете к устройству, – рассказывает Алан Тобоев. – И если оплата прошла успешно, то на экране прибора высветятся "галочка" и фраза: "Оплата прошла". Чек, билет валидатор не выдает. Во время процесса у водителя загорается зеленая лампочка, но, конечно, уследить за всеми он не может. Тут, наверное, речь идет о порядочности пассажира. Вошел – оплати проезд. Сейчас параллельно это можно сделать и наличными средствами, и при помощи валидатора".
Что еще хорошего сделано? Наконец-то восстановлен снегоуборочный вагон. Сколько раз в прошлую зиму мы писали о том, что стрелки от снега приходится расчищать вручную. А теперь есть специальная техника. Введен в строй новый диспетчерский пункт на улице Чапаева. Очень хорошая, нужная новость. Теперь люди будут трудиться в комфортных условиях.
Из наболевшего... и об этом тоже обязательно скажем. Работы по восстановлению движения трамваев в сторону ОЗАТЭ начнутся в марте этого года. Городская администрация планирует провести замену 4 кабелей на тяговой подстанции № 4. Также все тяговые подстанции в течение года будут переданы на баланс республиканской собственности, что позволит постепенно привести их в порядок. Известно, что не только нехватка водителей – причина большого интервала движения трамвая. И изношенные, выработавшие свой ресурс подстанции – тоже. Кстати, как сказал Алан Тобоев, интервал между вагонами на "БАМе" сократился с 30 до 20 минут вследствие выпуска на линию еще двух вагонов. К концу месяца его движение можно будет наблюдать при помощи специального приложения на телефоне в режиме онлайн. Система ГЛОНАСС установлена на всех вагонах, вся необходимая работа проводится. Ждем.
Вот так. В 6 часов 05 минут утра первый вагон, звеня своей особой трелью, выходит из депо, и начинается день. В 21 час 30 минут вагон завершает движение. Кстати, так он работал и 31 декабря, надеюсь, все успели к новогоднему столу. А утром 1 января 2024 года трель прозвенела на час позже – в 7 утра. Праздник все же.
Трамвай-труженик, трамвай-эксклюзив, трамвай-именинник... Мы рады тому, что ты у нас есть. Мы тебя всегда с нетерпением ждем, и ты нас не подводи. Бегай, стучи по рельсам, вези людей домой и на работу... Живи, трамвай!
Фото Татьяны ШЕХОДАНОВОЙ