Вопросы наполняемости бюджетов муниципальных образований за счет собственной налогооблагаемой базы и ликвидация задолженности по налогам и другим обязательным платежам остаются важной задачей районных контрольно-счетных органов. Как ведется эта работа в Ардонском районе? Об этом рассказывает заместитель председателя контрольно-счетной палаты этого муниципального образования Алан ХАТАГОВ.
– Алан Батразович, как исполнен бюджет района на 2023 год?
– Если исполнение доходной части консолидированного бюджета Ардонского района за 2022 год составило 990,8 млн рублей, то на 01.11.2023 года – 744,2 млн рублей, что составляет 82,5% (902 млн рублей) к годовым бюджетным назначениям. При этом налоговые доходы за 2022 год получены в сумме 177,7 млн рублей, что составляет 116,7 процента к годовым бюджетным назначениям, на 01.11.2023 года исполнение составило 142,9 млн рублей, или 79,6% (179,4 млн рублей) к годовым бюджетным назначениям. И до конца года была еще возможность ликвидировать отставание.
Неналоговые доходы за 2022 год получены в сумме 66,4 млн рублей, что составляет 77,1 процента к годовым бюджетным назначениям, на 01.11.2023 года исполнение составило 50,8 млн рублей, что составляет 53,8% (94,4 млн рублей) к годовым бюджетным назначениям.
В абсолютном выражении налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета 2022 года по сравнению с 2021 годом увеличились на 26,8 млн рублей. Основным источником являются доходы, полученные в виде арендной платы за землю.
– Как дела с ее уплатой?
– В консолидированный бюджет муниципального образования Ардонский район за 2022 год поступление по арендной плате по договорам аренды земельных участков, предоставленных юридическим и физическим лицам, составило 57,1 млн рублей, т. е. 86,3% от плана.
Сбор арендной платы за землю по состоянию на 01.11.2023 года в консолидированный бюджет по договорам аренды земельных участков, предоставленных юридическим и физическим лицам, составил 44,9 млн рублей, т. е. 65,1% от суммы плановых показателей арендной платы. Задолженность по арендной плате за землю составляет 26,1 млн рублей, из них просроченная – 17 млн рублей.
– Какие меры принимаются к должникам?
– В 2022 году в хозяйственный оборот были вовлечены 10 участков (общей площадью 70 га) неиспользуемых земель. По результатам инвентаризации в прошлом году выявлены и вовлечены в оборот (предоставлены в аренду) 22 земельных участка сельскохозяйственного назначения общей площадью 400 га.
Муниципальным образованием проведена разъяснительная работа, в результате которой граждане в добровольном порядке зарегистрировали права на 465 объектов недвижимости.
Годовой план по доходам от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, составляет 73,2 млн рублей. Исполнение по состоянию на 01.11.2023 года составило 44,9 млн рублей, или 61,3%.
Задолженность в 6,4 млн рублей ООО "Прогресс", находящегося в стадии банкротства, взыскать в настоящее время не представляется возможным. За период с 01.01.2023 по 01.10.2023 принудительно взыскано и оплачено 11,3 млн рублей, что составляет 25,2% от общей суммы.
В АМС района также на регулярной основе проводится работа по инвентаризации муниципального имущества и земельных участков.
В Управление Росреестра направлены заявления на исключение из ЕГРН 2103 ранее учтенных объектов недвижимости (дублирующие кадастровые номера).
По результатам проведенной работы были переданы в аренду 10 земельных участков сельскохозяйственного назначения общей площадью 310,4 га. Годовой размер арендной платы по ним составил 7,5 млн рублей.
– Учитывая непростую финансовую ситуацию сегодняшнего дня, тревожит растущая задолженность по арендной плате за земельные участки и помещения, в том числе и просроченная. Это ведет к уменьшению доходной части местного бюджета, снижению эффективности использования имущества и земельных участков, возрастанию объемов претензионно-исковой работы по взысканию задолженности. Как вы учитываете это обстоятельство при планировании работы на этот год?
– Принятие дополнительных мер по повышению эффективности управления дебиторской задолженностью по доходам, проверки администраторов доходов будет предусмотрено планом работы КСП.
В первую очередь необходимо усилить контроль за дебиторами бюджета со стороны главных администраторов дохода бюджета, администраторов доходов бюджета.
Для повышения финансовой дисциплины среди арендаторов будем требовать правильно и эффективно осуществлять все этапы претензионно-исковых работ по взысканию задолженности.
И в заключение хочу сказать, что в 2024 году КСП продолжит внешний финансовый контроль в рамках действующего законодательства. Приоритетными направлениями деятельности, как и прежде, будут оперативный контроль за исполнением местного бюджета, экспертно-аналитическая и методическая работа в целях выявления рисков и предупреждения нарушений.
Продолжим работу по улучшению деятельности, предполагающей не только анализ достижения запланированных результатов, но и разработку рекомендаций по устранению выявленных нарушений.