Отдел кино- и медиаискусства Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Северо-Кавказский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина подготовили выставку "Границы сновидений". В экспозиции представлены работы из коллекции искусства новых медиа Пушкинского музея и произведения авторов из Северной Осетии, Дагестана, Чечни.
Проект продолжает исследование темы сновидений, начатое в прошлом году экспозицией "Ложное пробуждение" в Балтийском филиале, и предлагает совершить путешествие по миру грез, где бывает сложно обнаружить тонкую грань, разделяющую явь и призрачный мир видений. Это вторая выставка в рамках программы "Медиаокна", созданной отделом кино- и медиаискусства совместно с командами филиалов ГМИИ им. А.С. Пушкина. "Медиаокна" призваны познакомить как с ключевыми произведениями классиков медиаискусства, так и с работами современных художников, которые формируют ландшафт медиаискусства сегодня. Многие из произведений коллекции будут впервые показаны широкой аудитории.
В работах художников на выставке "Границы сновидений" можно наблюдать, как герои держат путь по кромке горных хребтов мимо дзуаров (святилищ), застывают над водоемами, мимикрируют под окружающий мир. Этот маршрут среди ирреальных ландшафтов — одновременно испытание и поиск себя, путешествие к себе. Сновидческий путь героев произведений становится повествованием, соединяющим приключенческий роман, историю рода, молитву, предсказание. Время здесь порой течет нелинейно: убыстряется и замедляется, закручивается в спираль и возвращается к истоку. Зритель вместе с героями работ художников оказывается в движении, самостоятельно прокладывая дорогу через воспоминания, преодолевая сонное оцепенение, забвение, чувство обреченности и бездействия.
Экспозиция открывается работой художника Tsugi "Внутренний манифест № 0" (2017). Видеоработа представляет собой сон во сне, где главный герой помещен в центр воспоминаний: он попеременно то выступает рассказчиком, то смотрит на себя со стороны, как бы перемещаясь между мирами сна и реальности.
Хомаюн Аскари Сиризи в фотографическо-литературном проекте "Чтение Борхеса во Владикавказе" (2015) создает вторичную действительность, наслаивая сновидческие истории на городскую реальность. Каждая дверь или окно здесь — портал в другой мир, созданный словно по лекалам Хорхе Луиса Борхеса или ИталоКальвино. Кажется, что через оптику Сиризи Владикавказ открывает перед зрителем свой сокрытый образ места, в котором возможны чудеса.
Дуэт "Провмыза" играет со зрителем в игру, где неотличимы друг от друга пейзаж и человек. В видеоработе "Отчаяние" (2008) герои сознательно сливаются с окружающим сновидческим миром, укутанным снегами, в котором нет начала и конца, нет разграничения сна и яви, а значит, есть бесконечное и безмерное пространство для бодрствования души.
Марианне Хеске использует современные технологии, чтобы передать непостоянство и магию пейзажа. Ее цифровая "Волшебная гора" (1985–2017) служит своеобразной линией демаркации между грезами и реальностью. Яркие, будто наполненные электрическим светом горы Хеске становятся маяками для зрителя на пути-сновидении по выставке.
Анна Кабисова и Евгений Иванов в фотографических работах из серии "Верую во Единого" (2015) исследуют пространства, где возведены дзуары – древние осетинские святилища. Художники документируют места силы на аналоговую камеру, используя просроченную пленку, и тем самым создают визуальный эффект сновидческой дымки, проникающей в повседневность.
В рамках выставки пройдет публичная программа, которая познакомит зрителей с историей видеоискусства, а также рассмотрит его через призму выставки и поместит в контекст истории искусства. Заведующая отделом кино- и медиаискусства ГМИИ им. А.С. Пушкина, хранитель коллекции искусства новых медиа Алина Стуликова на лекции "Сон разума рождает чудовищ" ответит на вопросы, способно ли искусство в целом и искусство новых медиа, в частности, создавать порталы в другие реальности и есть ли у искусства сила пробудить спящего.Также состоятся лекция-беседа "Кино, разомкнувшее сон" с обсуждением массового и авторского кино, в котором сон и поиски настоящей реальности становятся основой сюжета, дискуссии о научной стороне сновидений, и встреча с художниками – участниками выставки. Завершится публичная программа воркшопом для молодежной аудитории, который проведет Марта Яралова, куратор направления "Пушкинский.Ю".
Открытие выставки пройдет 2 апреля в 16:00. Вход свободный. Узнать подробнее о публичной программе, получить подробную информацию можно на сайте https://alanicamuseum.art/.