Тарифы на услуги ЖКХ. От чего зависят?
С информацией по первому вопросу выступил врио руководителя региональной службы по тарифам РСО–А Батраз Елбаев. Он сообщил, что в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 10 ноября 2023 г. плата за услуги ЖКХ изменится. Фактически "замороженные" на год тарифы будут увеличены.
На тепловую энергию средний рост тарифов по республике составит 10,23%, в г. Владикавказе – 13,82%: 2539,88 руб. за Гкал с НДС вместо нынешних 2231,64 руб.
Средний рост тарифов со второго полугодия 2024 года для населения в сфере водоснабжения и водоотведения не превысит 13%. Кубометр воды будет стоить 21,83 руб., в предыдущем полугодии потребители платили за тот же объем водного ресурса 19,32 руб.
Услуги по водоотведению тоже подорожают, но не столь значительно – на 4,52%, или на 99 коп. за куб. м с НДС.
На вывоз ТКО средний рост тарифов зафиксируют на отметке в 7,56%. Во всех муниципальных районах, за исключением Моздокского, тариф по этой строке платежей составит 371,15 руб. вместо прежних 342,18 руб.
На 8,7% подрастет стоимость электроэнергии: для городского населения она увеличится за кВт/ч с 5,05 руб. до 5,49 руб. Для сельского населения – 3,84 руб. вместо 3,54 руб.
С 1 июля подорожает и плата за газ. Тариф увеличится на 9,89%. Стоимость одного куб. м голубого топлива увеличится с 7,069 руб. до 7,768 руб.
Б. Елбаев напомнил, что в 2023 году в Северной Осетии в рамках "пилотного" проекта "Устойчивое экономическое развитие предприятий энергетики и жилищно-коммунального хозяйства" созданы государственные предприятия по водоснабжению, водоотведению и теплоснабжению. Их главная задача – качественная модернизация сферы оказания данных услуг и выход на экономически эффективный уровень деятельности. В связи с этим проект предусматривает поэтапное доведение тарифов в этой сфере до экономически обоснованных, при этом большая часть стоимости тарифа для населения субсидируется государством.
В ходе обсуждения руководители парламентских комитетов Асланбек Хадарцев и Аслан Черчесов интересовались, какова доля инвестиционной составляющей ресурсных тарифов, а также как влияют на их уровень объемы сетевых потерь. По их мнению, предметного пересмотра требуют и некоторые нормативы потребления ресурсов, а установка счетчиков, в особенности в сельской местности, должна быть прямой обязанностью организаций-поставщиков по аналогии с приборами учета электричества.
В этой связи председатель парламента Таймураз Тускаев отметил:
– Инвестиции в данную сферу – это комфорт и удобство жителей республики. Рост тарифов должен сопровождаться соответствующими изменениями в сфере ЖКХ, и нас как депутатов парламента интересует, какие работы и на каких конкретных объектах будут проводиться, что эти изменения принесут населению в сфере электро- и водоснабжения, водоотведения, газо- и теплоснабжения.
В содокладе председатель отраслевого парламентского комитета Георгий Остаев обозначил системные проблемы сферы жилищно-коммунальных тарифов. Одна из них связана с большим износом основных фондов, что приводит к немалым сетевым потерям. Особенно это заметно в сферах водо- и теплоснабжения. Позиция депутатов однозначна: за такие потери жители республики и юридические лица платить не должны, а предприятия коммунального комплекса обязаны оптимизировать свои затраты и исключить необоснованные расходы при подготовке тарифных предложений.
Завершая обсуждение, председатель парламента отметил масштабные и видимые позитивные изменения в системе ЖКХ республики, однако предстоящих задач всегда больше, чем уже сделано.
– Вопрос на особом контроле у главы республики Сергея Ивановича Меняйло, есть договоренности с федеральными органами власти о дальнейшем развитии системы жилищно-коммунального хозяйства. И вопросы тарифного регулирования здесь являются ключевыми для достижения долгосрочной эффективности этой сферы, поэтому мы должны определять такие тарифы, которые позволят предприятиям динамично развиваться и будут приемлемыми для населения, – подчеркнул Т. Тускаев.
Общественный транспорт: безналичкой за проезд
Транспортное обслуживание населения – на особом контроле парламентариев. С информацией о реализации в 2022–2023 годах госпрограммы "Развитие пассажирского транспорта РСО–А в 2022–2025 годах" на заседании совета выступил председатель комитета по транспорту и дорожной инфраструктуре Тариэль Солиев. По его сообщению, маршрутная сеть республики состоит из 166 маршрутов, из которых 82 – межмуниципальные, 84 – муниципальные, в том числе 43 – по Владикавказу. Перевозку пассажиров осуществляют 240 единиц автотранспорта различных форм собственности. По итогам прошлого года перевезены 25 млн 800 тыс. человек.
Важное место в деятельности комитета отводится обновлению автопарка. Так, по поручению главы республики комитетом в отчетном периоде в лизинг были приобретены 67 автобусов для работы на межмуниципальных и межрегиональных маршрутах. Кроме того, на улицах г. Владикавказа появились 28 новых автобусов ПАЗ "Вектор Next". В текущем году также закуплены 42 автобуса среднего класса. На эти цели республикой получены специальные казначейские кредиты в размере 400 млн руб.
"Все автобусы оснащены системой видеонаблюдения в салонах автобусов, тахографами, системой ГЛОНАСС, системой безналичной оплаты за проезд, электронными маршрутными указателями и речевыми информаторами", – подчеркнул докладчик.
Республика участвует в инвестиционном проекте "Приобретение подвижного состава наземного общественного пассажирского транспорта для последующей передачи в лизинг", в рамках которого до конца года на 45 социально значимых маршрутах появятся дополнительные автобусы среднего класса.
Внедрение безналичной оплаты проезда на общественном транспорте – также одна из задач ведомства. Данную форму расчета используют 180 транспортных средств, из которых 28 – трамваи.
"По инициативе руководства республики ООО "Социальные системы" изготовлены 500 универсальных транспортных карт, которые поступили в киоски Владикавказа возле железнодорожного вокзала и автовокзала №1 г., а также в билетную кассу автостанции г. Алагира. С целью популяризации указанных карт планируется установление льготного проезда при их использовании", – отметил руководитель комитета.
Депутатов интересовал вопрос: какова рентабельность работы автобусов при безналичной системе оплаты? По сообщению Тариэля Солиева, в настоящее время ведется работа по внесению изменений в республиканское законодательство с целью установления для перевозчиков требования обязательного наличия в транспортных средствах системы безналичной оплаты проезда. По мнению руководителя комитета, в этом есть однозначные плюсы – прозрачность расчетов и понимание реального пассажиропотока.
Выступивший с содокладом руководитель комитета по промышленности, транспорту, связи и предпринимательству Мурат Кисиев отметил, что, несмотря на позитивные изменения в транспортной отрасли, есть вопросы, без решения которых невозможно дальнейшее планомерное развитие. Среди них – нерегулярность перевозок, отсутствие должной инфраструктуры на конечных остановках, формально проводимые предрейсовые медицинские осмотры водителей, ненадлежащий технический осмотр транспортных средств, а также дефицит водителей общественного транспорта. Все это, подчеркнул он, негативно отражается на качестве транспортной реформы.
Отдел политики "СО"