Аттестация – процедура обязательная, она помогает определять, соответствует руководитель занимаемой должности или нет. И каждый из них обязан пройти ее раз в 5 лет.
В Северной Осетии полномочия аттестации руководителей общеобразовательных организаций переданы министерству образования и науки. В состав главной аттестационной комиссии входят представители правительства, парламента, каждого муниципалитета, профсоюзов, общественности, начальники отделов министерства образования – всего 36 человек. Возглавляет комиссию министр образования и науки РСО–А Элла Алибекова.
В министерство на имя главы ведомства поступают заявления от кандидатов на должность руководителя и от действующих руководителей о том, чтобы их аттестовали на соответствие занимаемой должности. Сама аттестация проходит на цифровой платформе Академии Минпросвещения РФ, где регистрируются и каждый аттестуемый, и все члены комиссии.
Аттестация включает три этапа. В рамках первого подаются заявления и загружаются портфолио, куда входит информация о трудовой деятельности, наградах, достижениях образовательной организации в межаттестационный период. Второй этап – тестирование, которое каждый руководитель проходит на образовательной цифровой платформе. И заключительный – защита проекта перед комиссией. Каждый руководитель (или кандидат) представляет программу развития образовательного учреждения, где описываются задачи, которые он ставит на ближайшие несколько лет перед своим коллективом.
В текущем учебном году аттестацию проходят 50 человек – действующие руководители и кандидаты в руководители. По поручению Главы РСО–А Сергея Меняйло директора, победившие по показателям гранта эффективности работы образовательной организации, считаются аттестованными (5 директоров сельских школ и 5 – городских).
Элла Алибекова, комментируя аттестацию руководителей, отметила:
– Для нас крайне важно, чтобы руководители образовательных организаций понимали механизмы управления школой, экономические и социальные условия, в которых она существует, понимали дефициты, видели, как их восполнить. Нам важно, чтобы они поддерживали педагогические коллективы, создавали условия для развития педагогов, самой школы, использовали все возможности, которые есть.
Формат аттестации полностью прозрачен, начиная с этапа тестирования, где никоим образом нельзя фальсифицировать данные, потому что все отображается в системе. Для этого организована и трансляция защиты проекта. Очень много директоров, которые на высоком уровне представили программы развития. Члены вверенных им коллективов, видя трансляцию выступления директоров, могут гордиться своими руководителями.
Объективности, открытости аттестации способствует и состав комиссии, в которую включены и общественные организации, представители средств массовой информации, лучших школ нашей республики – как учителя, так и директора. В нее включены представители и профсоюзной организации, и высших учебных заведений. У каждого члена комиссии есть возможность задать вопросы. Они касаются конкретно школ, технологий, чтобы получить четкое представление, как видит руководитель развитие своего учреждения. Комиссия оценивает результат, и если в школе нет его (мы говорим о результате ребенка), то, как бы красиво ни говорил директор, какие бы планы ни строил, становится понятно, что инструменты, механизмы, которые используются, недостаточно эффективны. Я думаю, что примут правильные решения, и директорский корпус будет состоять из тех, кто готов работать в режиме многозадачности, готов создавать все необходимые условия для получения детьми качественного образования вне зависимости от того, где проживает ребенок. Мы слышали выступления директоров маленьких сельских школ. Было ясно, что многие демонстрируют хорошую работу. Значит, используемые подходы к управлению школой направлены на выполнение поручений, которые даются Главой Северной Осетии, они направлены на то, чтобы поэтапно выравнивать качество образования в нашей республике, создавать равные условия для всех детей.