Репертуар фестиваля готовился заранее. Для организаторов, а это, прежде всего, директор Московского театра им. Е. Вахтангова Кирилл Крок и его команда, было очень важно представить разнообразную палитру театрального искусства России. География впечатляет: от Архангельска до Донецка, от Казани до Омска – всего семь театров представили на суд зрителя свои постановки, в том числе, и это очень приятно и почетно, СОГАТ им. В. Тхапсаева. 18 июля республику ждет премьера "Газдановы", и она будет идти как бы в перекличку со спектаклем "Василий Теркин" Театра имени Ломоносова из Архангельска на сцене Русского театра. Тема бессмертного подвига российского народа в преддверии 80-летия Великой Победы поставит яркую финальную точку в театральном марафоне.
Впрочем, не только программа фестиваля готовилась зимой. Зимой готовился и зритель. Билеты на спектакли были разобраны в считанные дни. Конечно, лидер по продажам "Зойкина квартира" режиссера Евгения Писарева. Спектакль по пьесе Михаила Булгакова в Московском драматическом театре им. А. С. Пушкина стал лучшей постановкой большой формы в 2023 году. В роли Зои Пельц блистательная Александра Урсуляк. Яркий, головокружительный музыкально-драматический спектакль окутал своей атмосферой и очаровал виртуозной игрой, пластикой и вокалом актеров.
А на следующий день в рамках театрального марафона зазвучал волшебный, неповторимый Шопен. Пронзительная, нежная "Варшавская мелодия" по повести Леонида Зорина была прожита талантливыми, трогательными в своей простоте и честности Дарьей Завьяловой и Глебом Савчуком, актерами Санкт-Петербурского театра "Мастерская". А как близко было счастье – можно только вздохнуть. За два часа сценического действия на глазах зрителя сплетаются и расплетаются две судьбы – равно успешные и равно сломленные. И над всем этим – гениальные мелодии Шопена, вызывающие светлую грусть о несбывшихся мечтах.
Совсем другие эмоции вызвала одна из самых знаменитых пьес мировой драматургии, комедия Пьера Бомарше "Безумный день, или Женитьба Фигаро". На классику дерзко, но впрочем успешно "замахнулся" Казанский академический русский большой драматический театр имени В. Качалова. Василий Качалов – великий русский актер, и не менее великая пьеса ему под стать. Играли мощно, на кураже, с итальянским шармом. Стоит отметить и цветовую стилистику спектакля. Белый цвет придает всему действу торжественность, парадность и чистоту помыслов, несмотря на все комические хитросплетения и интриги.
Символично, что в завершение каждой постановки Кирилл Крок вручал художественному руководителю коллектива уникальную статуэтку – копию памятника Евгению Вахтангову в Москве на раритетном кирпиче из Дома Вахтангова. Это – как принятие в фестивальную семью и на добрую память.
Спектакль "Левша" Донецкого молодежного театра (Макеевка) выдержан в тональности произведений Лескова, по оценке Л.Н.Толстого, "самого русского из русских писателей": косоворотки и сарафаны играющих россиян артистов сшиты словно из домотканого полотна, и сохранен текст, замешенный на устаревшем просторечии: казачий свист, двухместная карета, безрассудство. Кстати, с текстом артисты обращаются вольно: перехватывая повествование, персонажи выступают порой как рассказчики, и это становится прекрасным средством создания образа, раскрывая его чувства, страхи, стремления, делая их пронзительно близкими.
Честное талантливое произведение актуальности не теряет, и, демонстрируя это, молодежь из Донецка была убедительна. Вновь и вновь вспыхивает неугасающее желание Запада противопоставить себя России, навязать ей роль ведомого, отстающего участника всемирного развития. Эта мысль подчеркнута и противопоставлением костюмов – простота одежды россиян: домотканое полотно костюмов, простой крой даже царских одежд, с одной стороны, и нарочитая деталировка, порой прихотливый крой "аглицких" нарядов. Русский мир противостоит западному, причем именно простые казаки и рабочие готовы дать отпор "пиарщикам Запада", не смиряясь с идеей. Как сказал Платов при виде диковин кунсткамеры: "Мне здесь то одно удивительно, что мои донцы-молодцы без всего этого воевали и дванадесять язык прогнали", а тульские умельцы смогли в тонкости работы превзойти заморского мастера… Левша, простой человечек, – патриот, который, даже умирая, думает только о том, как передать царю важнейшую для успеха русской армии деталь: в Англии не чистят ружья кирпичом…
Но и сегодня, и в те времена Запад не чурался хантинга, и Левшу, попавшего в Англию, пытаются переманить, предлагая прекрасные условия жизни и работы. Но россиянину без Родины трудно, сама мысль об этом претит Левше. Хоть и непроста жизнь в родном краю, но он родной, и обсуждению это не подлежит.
Спектакль сыгран задорно, весело, сцена напоминала оживший лубок, а в какие-то моменты, признаться, и КВН. Очень удачна музыкально-хореграфическая составляющая представления: музыканты в стилизованных нарядах, сидящие в углу сцены, весь спектакль поддерживали эмоциональность "театрализованного сказа", артисты прекрасно пели, лихо танцевали. И танцы, кстати, тоже добавляли красок двум "лагерям" – зажигательность русского танца и проказливая чечетка Блохи – зрителей так и тянуло "на подтанцовку".
Спектакль – объяснение в любви к нашей общей Родине. При всей его задорности, бьющем веселье он заставляет задуматься о том, что важно для каждого из нас…