Думаем, что это общее мнение тех, кто ежедневно, в 12 и 15 часов, оставляя все дела, спешил в Дом Вахтангова, чтобы насладиться, в прямом смысле этого слова, богатством и магией наследия Евгения Багратионовича, искусно преподнесенными аудитории большими профессионалами своего дела, интеллектуалами Ольгой ЕГОШИНОЙ, Мариной РАЙКИНОЙ, Еленой ДУНАЕВОЙ, Валентиной ФЕДОРОВОЙ, Дмитрием ТРУБОЧКИНЫМ.
Темы роскошные, как и спикеры. "Становление актерской системы Всеволода Мейерхольда. От мхатовских опытов до биомеханики", "Кончайте ваш Вахтанговский юмор", "Комедия дель арте и мировой театр", "Принцесса Турандот", "Уроки режиссуры Евгения Вахтангова и современные спектакли Вахтанговского театра". "Пир души", "Именины сердца", – скажут более-менее посвященные в тематику. Ну а тем, кто только на пороге познания всего это великолепия, можно только позавидовать – такие кладези открытий их ждут впереди.
Театровед и критик Ольга Егошина погрузила публику в удивительный мир советского театрального режиссера, актера, педагога Всеволода Мейерхольда. У него достаточно много пересечений в творческих пристрастиях с Евгением Вахтанговым. Его тоже интересовали маски из комедии дель арте, театральный гротеск, он – тоже ученик великого Станиславского. Оттолкнувшись от МХАТа, Мейерхольд пустился в интересные эксперименты – тут надо отметить, что начало ХХ века, когда рушился привычный мир, было очень богатым на, как бы сейчас сказали, новации, причем такие, от которых дух захватывало. Может, поэтому выходец из лютеранской семьи винозаводчика с такой радостью принял революцию и даже вступил в ряды РКП (б). В 1920 году зародилась его знаменитая "биомеханика", сначала – как теория движения, а потом – как целое направление в искусстве. Его постановка "Великодушный рогоносец" Кроммелинка, может быть, менее известна, чем "Принцесса Турандот", но такая же знаковая и авангардная, где царствуют фарс и гротеск.
Искусствовед, педагог, любимая супруга народного артиста России Евгения Князева Елена Дунаева в своей лекции "Комедия дель арте и мировой театр" указала на творческое начало двух гениев Вахтангова и Мейерхольда – комедию масок, которая создавалась на полной импровизации. Труппа бродячих артистов – это не что иное как микромодель современного человечества со своей иерархией и законами. Любовь – главная тема всех представлений и перевоплощений, ведь именно она создала мир. Панталоне, Бригелла, Капитано, Коломбина и, пожалуй, самый известный и загадочный Арлекино, который со временем дал жизнь не менее загадочному Пьеро. Впрочем, остался на сцене и сам, но в другом облике: белую просторную рубаху заменил комбинезон в цветных шашечках-заплатках.
По завершении лекции Елену Александровну очень трогательно поблагодарили ее ученики. "Я сегодня поймала себя на мысли, что вернулась в то счастливое время, когда мы сидели в аудитории, а вы читали нам эти лекции, – сказала актриса Римма Царикаева. – Даже прослезилась, потому что поняла, что сегодня мне это нужно даже больше, чем тогда. Все мы были влюблены в вас. Спасибо, что вы научили нас читать, мыслить. Хочется попросить организаторов фестиваля, чтобы вы приезжали к нам как можно чаще. Вы читали, а я улыбалась от счастья". В свою очередь Елена Дунаева призналась, что вначале было сложно – аудитория разнородная, и она сосредоточилась на лицах выпускников, которых знала. "Комедия дель арте – азбука театра, основа формирования европейского театра. Считаю, что в любом фестивале важен образовательный момент. Театр – самый демократичный вид искусства, и он разговаривает со всеми. Несет новые идеи, новую информацию", – отметила Елена Дунаева.
Нельзя не сказать о прекрасном русском языке, понятном всем, построении лекций, логике, стиле, самом формате – камерном, уютном. Кто-то из лекторов пользовался киноархивом, кто-то, как Елена Дунаева, предложил сосредоточиться на слуховом восприятии. В любом случае, это безусловная находка и победа организаторов мероприятия, его "изюминка" и вершина.
Журналист, театральный обозреватель Марина Райкина представила свою книгу "Кончайте ваш вахтанговский юмор".
Юмор – составляющая фундамента искусства театра Вахтангова, – уверена она. Марина Александровна рассказала посетителям арт-кафе о том, как именно рождалась и рождается сейчас та особая атмосфера радостного праздника, которая царит и по сей день на спектаклях вахтанговского театра. В основе повествования история театра и отличающие его юмор, ирония, самоирония и подчас сарказм как принцип восприятия действительности, что позволило продемонстрировать преемственность между поколениями вахтанговцев, особенности и общее в работе великих режиссеров, о созданных всенародно любимыми артистами прекрасных ролях и о любимой в театре импровизации. Много внимания лектор уделил юмору самого Вахтангова, задавшего тон театральным постановкам более чем на век. Собравшиеся услышали много экспромтов Вахтангова, его юмористических стихотворений и его мыслей о том, каким должен быть театр. Юмор – как сценический, так и закулисный – был спасательным кругом, помогающим выстоять в самых сложных ситуациях. Райкина рассказала о вахтанговцах-иронистах: о Рубене Симонове, Юрии Яковлеве, Владимире Этуше, Владимире Шлезингере… Их шутки потом расходились по стране как анекдоты. Например, шутка Владимира Шлезингера: "Как это, вы говорите, в Америке есть свобода слова, а у нас нет? В Америке любой может крикнуть у Белого дома: "Долой Никсона!". Я тоже могу выйти на Красную площадь и кричать "Долой Никсона!". Марина Райкина проделала титаническую работу, собирая не только чудом сохранившиеся кинопленки с записями старых постановок, но и фольклор вахтанговской труппы – предания и анекдоты, которые никогда не записывались. А результаты этого огромного труда были представлены легко и непринужденно.