Обо всем на страницах газеты рассказать невозможно… Было очень интересно. Лекторы – профессионалы высокого уровня, влюбленные в театральное искусство, с глубокими знаниями и высокой духовной культурой – с удовольствием просвещали собравшихся в уютном Арт-кафе Дома Вахтангова. При этом надо подчеркнуть, что вход был бесплатным.
Поистине щедрый подарок преподнесли вахтанговцы Владикавказу! Проект получился великолепным, он встречен зрителями с большой благодарностью. Это было прекрасное "повышение квалификации" для любителей театрального искусства.
"Принцесса Турандот". Так называлась лекция Валентины Федоровой – искусствоведа, театрального критика, журналиста, заслуженного работника культуры Республики Башкортостан, автора многих материалов газеты "Вахтанговец". Ее выступление было проникнуто большой любовью к театру, его истории. Сравнивались разные постановки "Принцессы Турандот" на сцене Театра имени Евгения Вахтангова. Увлекательный рассказ с множеством малоизвестных подробностей сопровождался демонстрацией фрагментов видеозаписей разных спектаклей. В.Федорова рассказывала об артистах, которые блистали в спектакле, сопоставляла особенности созданных ими образов. Говорила о том, как влияли разные эпохи на трактовку пьесы, подчеркивала, что юмор видоизменялся, но никогда не исчезал.
Легендарный спектакль "Принцесса Турандот", последняя работа Евгения Багратионовича Вахтангова, признан шедевром театрального искусства. Поставленный в 1922 году спектакль основывался на вахтанговской концепции "театра-праздника". Он стал визитной карточкой театра, символом театральной школы Вахтангова и определил развитие театра на последующие годы. В постановке принимала участие плеяда талантливых людей, собранных гениальным режиссером. Сценарий написал драматург Н.Р. Эрдман. Переводами оригинальных текстов занимались поэт П.Г. Антокольский и писатель М.А. Осоргин. Авторами ставшей впоследствии популярной музыки были композиторы Н.И. Сизов и А.Д. Козловский. Оформил постановку театральный художник И.И. Нивинский. Он пришел в театр по приглашению самого Евгения Вахтангова. Режиссер поставил перед художником Нивинским цель: "Заставить декорации играть, принимать участие в действии пьесы, а не служить ему только фоном", – и художник великолепно выполнил задание, создав новаторские декорации. "Нивинский создает систему пандусов наклонных плоскостей арки, колонны, площадки, и это даёт возможность для построения самых неожиданных мизансцен, – рассказывает лектор. – …Этой холодной, голодной и не очень уютной Москве, где ютились люди в коммуналках, где были проблемы с элементарными бытовыми удобствами, Вахтангов решил подарить праздник. Он приглашает лучшую портниху Москвы того времени Надежду Ламанову и просит ее сшить костюмы. Яркие изысканные, сделанные из самых простых тканей, но выглядевшие роскошно, они ошеломили зрителей Москвы 20-х."
В начале спектакля артистки выходят в роскошных туалетах, артисты во фраках, и на глазах зрителей они начинали превращаться в персонажей: на голову надевался абажур – это была корона, к подбородку привязывалось полотенце – это была длинная седая борода, ракетка теннисная становилась скипетром, – это все делало спектакль праздничным, веселым розыгрышем, не давая ему опуститься до уровня простого капустника. Злободневность в шутках и остротах масок Евгений Багратионович допускал крайне осторожно: только то, что тонко, не грубо.
В 1963 году, во время "оттепели", в театре на основе мизансцен, которые помнили участники спектакля, была поставлена следующая "Принцесса Турандот", ставил ее Рубен Симонов. На роль Турандот он назначил Юлию Борисову, Калафа играл Василий Лановой, и это был блестящий дуэт. В этой постановке спектакль существовал долгие годы. Актеры играли не страсти своих героев, а ироническое отношение к ним. Персонажи-маски с тонким юмором комментировали действие.
А постановка Гария Черняховского (1991 г.) была очень жесткая. По мнению Валентины Федоровой, это связано с тем, что спектакль был поставлен, когда началась перестройка, и жизнь стала непредсказуемой. Были сохранены декорации предыдущей версии, но музыку взяли другую, и костюмы выполнены совсем по-иному. Спектакль был выдержан в черно-бело-красной гамме. В этой постановке не было той свободы и веселости, но было свое обаяние и своя красота.
С лекцией "Уроки режиссуры Евгения Вахтангова и современные спектакли Вахтанговского театра" выступил Дмитрий Трубочкин (на фото) – доктор искусствоведения, профессор, автор книг, статей, лекций по истории и теории театра, культуры и искусства, помощник руководителя по творческим вопросам Театра им. Евгения Вахтангова.
Дмитрий Трубочкин рассказывал о принципах режиссуры школы Вахтангова, проводил интересные параллели, анализировались особенности применения этих принципов в спектаклях разных лет разных режиссеров. Лектор восхитил энциклопедическими знаниями в области театрального искусства. В качестве иллюстраций к теоретическому материалу, кстати, преподнесенному легко и доступно, автор отобрал много фрагментов из разных спектаклей, сопровождавшихся содержательными комментариями.
Профессор рассказал собравшимся о том, как реализуются на сцене сформулированные Вахтанговым тезисы. К примеру, "надо играть через любую форму так, чтобы излучалось со сцены добро и красота" или: необходимо "содержание раскрыть, а форму нафантазировать". Он познакомил с введенным великим режиссером термином "театральная правда", рассказал о том, что для Вахтангова форма и идея спектакля имели прочнейшую связь. Подчеркнул, что идея спектакля "всегда должна выявляться под воздействием автора, современности и коллектива", а исконная заповедь вахтанговского театра – артистизм как постоянная готовность к творчеству. Трубочкин напомнил о требовании великого режиссера уметь жить в атмосфере сцены, то есть жить по правилам, отличным от правил обычной жизни. И о том, что всего этого недостаточно, надо еще "хотя бы на пол-аршина приподняться от земли".
Наглядно, на примере из спектакля "Минетти" режиссера Римаса Туминаса, с изумительным Владимиром Симоновым в главной роли, лектор показал, что значит "актер начинает играть свою роль до выхода на сцену, он должен придумать жизнь своего персонажа от рождения до выхода на сцену". При этом, обращая внимание на пластику артиста, на то, как сильный крупный человек, к примеру, сумел сыграть пальцы персонажа – тонкие, нервные, слабые.
Очень интересна была и часть лекции, посвященная работе артиста с маской, работе с гротескной эстетикой. Затаив дыхание, аудитория слушала рассказ о традиционной комедии масок, о соединении живой и неживой материи, о том, как артист оживляет маску своей энергией, своей душой. И вновь теоретические размышления были проиллюстрированы фрагментом спектакля "Мертвые души", который был поставлен в 2021 году, в год юбилея театра. Оказывается, в спектакле применяются физические маски и прием трансформации. Множество разных ролей виртуозно исполняют два артиста – Мария Аронова и Владислав Гандрабура. Музыка помогает в создании образа. К примеру, сцена из спектакля "Война и мир" Римаса Туминаса с участием Евгения Князева, в которой противопоставляются музыкальные произведения. Использование современной нам музыки в спектакле о событиях позапрошлого века помогает раскрыть неординарность, величие образа старого князя Болконского.
Говоря о роли режиссера в театре, Дмитрий Трубочкин подчеркнл: "Режиссуру нужно начинать с прививки идеи: "Театр – дом. Режиссер – домовой, он организатор всех сторон жизни театра, это не просто постановщик. Режиссер – человек, выращивающий с каждым спектаклем свой театр". Профессор убедительно доказал, что идеи Вахтангова, "которые когда-то были “жизнестроительными”, не померкли. Каждая идея может быть открыта много сотен раз, и каждый раз по-разному. В этом сила вахтанговской традиции".
Все лекции были очень содержательны, интересны, преподнесены "с огоньком". Никакой пересказ фрагментов, конечно, заменить удовольствие от общения с блистательными лекторами не может. Благодарные слушатели предвкушают продолжение образовательной программы, которое авторы цикла обещали в обозримом будущем. Ждем с нетерпением!