В Петербурге талантливого художника Андрея БАЗЗАЕВА (Скифа) хорошо знают жители города. Его творчество покоряет все больше сердец своей мощью, уникальностью и глубиной. В настоящее время Андрей Константинович готовится к выставке "Грани времени", которая откроется 23 августа в Новом музее им. Аслана ЧЕХОЕВА в Санкт-Петербурге. На ней будут представлены новые работы.
– Андрей Константинович, вы приехали в Санкт-Петербург в 1978 году, тогда и начался ваш успешный и большой творческий путь. А что было до этого периода?
– Детство у меня было трудным. Мама умерла, когда мне было 13 лет, воспитала меня бабушка. Жили мы в высокогорном селе в Кударском ущелье Южной Осетии. Бабушка Сона была известна в селе как "кæуæг" (плакальщица), люди за силу духа прозвали ее "стыр Зассеон". Ни одни похороны не проходили без нее. Трагические события, которыми была полна ее жизнь, тяжелый труд в горах и собственно жизнь заставили ее стать такой. В 1925 году она вышла замуж за моего деда, жили они душа в душу, дом был всегда полон людей… Но бабушка рано овдовела и на плечи ее легли все заботы. Я часто видел, как она плакала о своей горькой утрате. Больше она не выходила замуж…
Бывало, по вечерам она мне рассказывала истории из жизни, а я все слушал и впитывал. В 1982 году бабушки не стало, и тогда я впервые увидел своими глазами удивительный обычай, который называется "ирон фандаг". Это когда собирается фамилия, образуя линию в несколько сот метров, и на коленях оплакивает близкого – это страшное зрелище. Но она заслужила это…
– Когда вы начали рисовать?
– В 5-м классе. Свои рисунки дарил жителям села, за что меня прозвали "своим художником". Как-то наш сосед принес мне газету, в которой было напечатано объявление о наборе в Тугановское училище, к тому времени я уже закончил школу. Так я начал ездить из Гульянта (куда мы переехали) на учебу в Цхинвал. Тогда я впервые увидел разноцветные краски. Директор училища Григорий Котаев предупредил, что впереди у художника непростая жизнь. Но я был готов к трудностям. Продали коров, чтобы купить все необходимое для занятий, и я приступил к учебе в училище. И сегодня, оглядываясь в прошлое, могу уверенно сказать, что настоящим художником меня сделали бабушка и наш Нартский эпос.
– Наверное, поэтому образ женщины очень значим в вашем творчестве…
– Моя бабушка была очень мудрой женщиной, она всегда в моем сердце. Она прекрасно знала стихи Коста Хетагурова, хотя не умела ни читать, ни писать. Я заметил, что у некоторых художников встречается образ осетинской женщины - в косынке и почти закрытым лицом. Моя же бабушка говорила так: "Осетинка никогда не прячет своего лица. Если даже ты закутана и видны одни глаза – это не значит, что ты защищена", – считала она. Есть у меня портрет бабушки, она никогда не прятала лица и шею. Всегда была, как говорят, с "открытым забралом"… Помню, однажды попросила прочесть ей что-то из Пушкина и перевести на осетинский язык, меня это очень тогда удивило, мы переживали тяжелые времена, не до поэзии вроде… Горела одна лампа, а я читал ей Пушкина:
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Она выслушала меня и говорит: "Надо же, что за человек был Пушкин, что имя его дошло до самых наших гор"…
Кстати, я сейчас готовлю книгу, в которую войдут рассказанные ею истории.
– Вы воплощаете в своих произведениях и человеческое бытие, трагедию и счастье, радость жизни...
– Меня волнует происходящее (художник встает и указывает на большой автопортрет). Видите, на этой картине крест у сердца? В истории Осетии есть немало трагических событий… Я здесь не себя пишу, а поднимаю вопрос: "Кто мы"? Эта картина признана лучшим автопортретом Ленинградской живописи. Сека Гадиев писал о судьбе осетинского народа, его портрет тоже есть у меня. Бесланской трагедии я посвятил 17 работ, чуть больше – трагическим событиям в Южной Осетии. А это – Ульяна Гаглоева, свою жену я пишу в праздничных тонах, люблю рисовать ее глаза – в них спокойствие. (Улыбается).
СПРАВКА «СО»:
Народный художник Республики Южная Осетия Андрей
Баззаев родился 7 октября 1953 года в селении Везури Кударского ущелья Южной Осетии. Окончил Цхинвальское художественное училище им М.С. Туганова, где судьба свела талантливого юношу с выдающимся мастером и замечательным педагогом Х. Засеевым, обучался на факультетах керамики и живописи. В 1978 году переехал в Санкт-Петербург (тогда Ленинград), учился в Академии художеств (1979-1985 гг.). Молодого художника взял к себе в мастерскую Е.Е. Моисеенко, что само по себе было признанием его самобытного таланта. Впоследствии Андрей Константинович учился у выдающихся мастеров И.П. Веселкина и В.Г. Сорокина. Сегодня он сам именитый художник, мастер самобытных работ, имеющий свой неповторимый почерк.
– Гоген, перенесший немало невзгод, говорил, что страдания оттачивают художника, вам близка его позиция?
– Да, это так. Он – хороший художник, у него была сложная жизнь, а в испытаниях зачастую и рождается настоящее творчество. У Ван Гога – моего любимого художника, тоже непростая судьба. У Клода Моне не было такого тяжелого жизненного опыта, но это не всегда и нужно. К слову, Пушкин рос сиротой, хотя и в благополучной среде, но он – гений и все чувствовал. Можно провести параллель между судьбой человека и трехногим осетинским столом, где одна ножка – талант, вторая – образование, третья – сам жизненный путь. И это движущая сила человека, благодаря чему он может что-то важное сотворить.
– Вы сказали, что на ваше творчество оказал влияние Нартский эпос, мотивы которого часто просматриваются в ваших работах. И все же вы пишете историю не только одного народа…
– Создатель и носитель эпоса – осетинский народ, но это не означает, что круг замкнут. Задача художника – связывать прошлое с настоящим. У меня 17 работ о Великой Отечественной войне. Я пишу обо всем, что происходило и происходит, и то, что меня "цепляет". Мое творчество и есть весь мир. А в Нартском эпосе есть все, что сейчас происходит в нашем мире.
– Можете назвать трех художников, которые вдохновляли вас?
– По цвету, яркости – это Клод Моне, по мощности – Микеланджело и по глубине и силе мысли – Махарбек Туганов.
– Над чем вы работаете в последнее время?
– Над новым прочтением Нартского эпоса, его образы – вечны. В августе у меня пройдет выставка.
– Ваши любимые произведения литературы, на каких сказках вы выросли?
– Я очень хорошо знаю осетинскую классику, мои любимые писатели Сека Гадиев, Цомак Гадиев, Александр Кубалов. Эпос я стал понимать позже. Переехав в Ленинград, начал его читать, благодаря трудам В. Абаева и А. Чочиева понял всю его глубину.
– Что вам помогает в трудные моменты?
– Когда мне плохо, я читаю Шукшина и Пушкина. А еще люблю музыку. У меня есть интересные записи – старинные осетинские танцевальные мелодии, которые иногда включал и под них писал свои работы. Вот одна из них, в ней я отразил искреннюю дружбу людей, которые давно не виделись.
– Вы показали мне две картины, посвященные Сальвадору Дали. Чем именно он нравится вам?
– Он очень много работал... И говорил: "Бери все, что ты видишь, и иди дальше".
– Спасибо за интересную беседу, Андрей Константинович! Что вы пожелаете нашим читателям?
– Самое главное, чтобы в семье все было хорошо! Чтобы дети и внуки были здоровыми, росли счастливыми, и были друзья – это важно! Если даже они далеко, но у вас с ними одни взгляды и ценности – это нужно беречь. И добивайтесь своих целей, преодолевая все препятствия!