В 20–30-е годы прошлого столетия Советский Союз при сплошной безграмотности основной части населения приступил к осуществлению коренного переворота в культурной и духовной жизни общества. Культурная революция проводилась в интересах трудящихся масс. Создавались творческие союзы пролетарских писателей, музыкантов и художников. Однако для реализации программы культурной революции остро не хватало высококвалифицированных специалистов в области науки, образования и культуры. Поэтому стали востребованы творческие кадры старой формации с профессиональным образованием. В Юго-Осетинской автономной области также ощущалось отсутствие национальных профессиональных кадров в области науки, образования и искусства.
В начале 30-х годов правительство Южной Осетии пригласило на работу в город Сталинир (ныне Цхинвал) первого профессионального осетинского композитора и дирижера Бориса (Аслан-Гирея) Галаева и ученика великого русского мастера портретного и исторического жанра Ильи Репина художника-живописца Махарбека Туганова, а также профессионального зоолога и музыканта Бориса Корнаева.
Переезд в Южную Осетию предоставил условия и новые возможности для реализации их талантов и творческого потенциала. Благодаря увлеченности, самоотдаче, профессиональным знаниям и колоссальной работоспособности все трое – Борис Галаев, Махарбек Туганов, Борис Корнаев – достигли больших успехов, каждый в своей области. Борис Галаев стал основоположником осетинской композиторской школы. Махарбек Туганов положил начало развитию изобразительного искусства. По его инициативе и при его непосредственном участии в Сталинире было открыто художественное училище. Борис Корнаев стал основоположником целенаправленных герпетологических изысканий в Южной Осетии, создателем коллекции амфибий и рептилий. Кроме того, он был музыкально одарен и стал гармонистом государственного ансамбля песни и пляски.
У Галаева, Туганова и Корнаева было много общего. Все трое были представителями старинных фамилий, чьи прародители переселились из Дигорского ущелья на осетинскую равнину. Начало их творческого пути совпало с периодом социальных и политических потрясений в стране: революция, гражданская война и годы репрессий. Исторические события кромсали судьбы людей. Их жизнь была полна тревог из-за социального происхождения и дореволюционного статуса. Но они сумели "овладеть" своим временем.
Борис Галаев и его брат Костя осиротели. Дядя, полковник русской армии Бекир Галаев, с женой Госанаго Корнаевой взяли детей на воспитание.
По воспоминаниям ныне живущей 84-летней внучки родной сестры Госанаго – Ларисы Годзоевой, которая тоже в свое время была воспитанницей семьи Галаевых, Бекир проходил военную службу в Санкт-Петербурге. Высокий, статный офицер начал службу в личном конвое императора. Под стать ему была его жена Госанаго. Красивая, стройная, образованная, с хорошими манерами, с душевной добротой и горской кротостью. Госанаго родилась в селении Христиановском. Ее отец и три брата были офицерами. Бекир и Госанаго в совместном браке не имели своих детей, но они окружили сирот заботой и вниманием.
Госанаго занималась воспитанием и домашним обучением детей. Она играла на осетинской гармонике, была знатоком осетинских мелодий. В период домашнего обучения у Бориса проявились природные музыкальные способности. Госанаго поддержала ранний интерес и его увлечение игрой на осетинской гармонике.
Борис до поступления в реальное училище играл на музыкальных инструментах. В годы учебы в Санкт-Петербургском Первом реальном училище преподаватели обратили внимание на музыкальное дарование юноши. Он был представлен ректору Петербургской консерватории Н. А. Римскому-Корсакову.
После прослушивания игры Бориса на осетинской гармонике и корнете Н.А. Римский-Корсаков зачислил его в свой класс. Борису пророчили блестящее музыкальное будущее. Музыка была его стихией. Даже во время летних каникул он не расставался с музыкальными инструментами.
В своих воспоминаниях он писал: "Летние каникулы 1906 года я провел в Северной Осетии, в селении Христиановском в семье Кубади Корнаева. С собой я захватил виолончель и корнет а-пистон. По утрам занимался на виолончели, а вечером брал корнет и уходил далеко от села, но стоило мне заиграть, как вокруг меня вырастала толпа мальчишек, и мне приходилось играть по заказу слушателей. Занятия мои заканчивались собиранием толпы ребят под наигрыши осетинских танцевальных мелодий, уже в сумерки я являлся к моим гостеприимным хозяевам в сопровождении шумной ватаги сорванцов".
Борис по окончании реального училища намерен был продолжить музыкальное образование. Но дядя Бекир Галаев настоял на его поступлении в военное училище.
Однако Борис Корнаев и после обучения в классической мужской гимназии свое будущее видел в искусстве. До поступления в гимназию он уже не уступал лучшим исполнителям Христиановского в игре на осетинской гармонике. Но по настоянию родителей вынужден был поступить в педагогический институт.
Только Махарбеку Туганову посчастливилось по окончании реального училища оказаться в подготовительном классе для последующего поступления в Петербургскую академию художеств. Хотя он тоже был отправлен родителями в Санкт-Петербург для поступления в Горный институт.
Все трое остались верны своей юношеской мечте. Любовь к искусству пронесли через все социально-политические перемены и продолжали плодотворно работать в области искусства.
Борис Галаев после окончания военного училища стал кадровым офицером и дослужился до чина есаула. В годы Первой мировой войны за проявленные отвагу и храбрость был награжден четырьмя боевыми орденами. К музыкальным занятиям он вернулся в 1925 году в Азербайджанской консерватории на композиторском отделении. В этот же период Махарбек Туганов жил в Баку. Борис и Махарбек познакомились в годы их учебы в Санкт-Петербурге. В Баку Махарбек Сафарович был уже известен в широких творческих кругах не только как художник, но и как этнограф и публицист.
Борис Галаев после консерватории продолжил музыкальное образование в Ленинградском музыкальном техникуме. Здесь он вновь встречает Махарбека Туганова. С уже известным художником у него установились теплые дружеские отношения.
По окончании музыкального техникума Галаев переехал в Сталинир. Благодря незаурядным организаторским способностям ему удалось в краткие сроки открыть музыкальную школу при педучилище. Организовал хор, духовой оркестр, танцевальный кружок и оркестр народных инструментов. А при Юго-Осетинском государственном театре – академический хор. Творческие коллективы достойно представляли осетинскую музыкальную культуру на различных концертных площадках. Высшим достижением творческого коллектива, возглавляемого Борисом Галаевым, было приглашение на концерт в честь возвращения челюскинцев в Ленинград.
Борис Галаев вспоминал: "И вот 58 человек под моим руководством с Борисом Корнаевым, нашим гармонистом, двинулись пешком с духовым и струнными оркестрами через Дзау-Ванел-Рук, перешли Рукский перевал и дошли до Зарамага, потом до Орджоникидзе через Садон, Мизур, Алагир. Везде нам сопутствовал успех. 29 мая дали прямой вагон Орджоникидзе – Ленинград ,и первого июня нас встречала делегация с большими почестями. Предупредили, что на концерте будет присутствовать весь Ленсовет во главе с Кировым. Мы выступали первыми, аплодисментам не было конца…".
В 1938 году Борис Галаев сформировал Юго-Осетинский государственный ансамбль песни и пляски, который сыграл большую роль в популяризации осетинской национальной музыкальной культуры. Первый осетинский профессиональный музыкант, Борис Александрович проделал титаническую работу как собиратель фольклора. По горным тропам ущелий Северной и Южной Осетии исходил все селения, записывая народные мелодии, которые легли в основу его музыкального исследовательского фундаментального труда – сборника "Осетинские народные песни". Борис Александрович создал множество оригинальных произведений к пьесам и кинофильмам. Он был награжден двумя орденами "Знак Почета" за выдающиеся успехи в деле развития театрального и музыкального искусства в Южной Осетии.
Будучи директором Юго-Осетинского драматического театра Борис Галаев вместе с главным художником-оформителем Махарбеком Тугановым внесли значительный вклад в развитие театрального искусства в Юго-Осетинской автономной области. При совместной творческой работе Махарбек Туганов свои новаторские идеи воплощал в оригинальные театральные декорации и костюмы актеров.
Выдающийся художник, этнограф, фольклорист, публицист и педагог, Махарбек Сафарович по приезде в Юго-Осетинскую автономную область заложил основы для обучения и развития изобразительного искусства. По его инициативе в Сталинире была открыта художественная картинная галерея, художественная студия, впоследствии художественное училище. Педагогический талант и профессиональные знания Туганова дали путевку в жизнь целой плеяде выпускников училища. Многие поступили в Академию художеств.
Величие человека определяется его делами и тем, какой след он оставил на земле. Руководство Южной Осетии и народ по достоинству оценили вклад Бориса Галаева и Махарбека Туганова в развитие национальной культуры, представив их к присвоению звания"Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР", и увековечили их память в названиях улиц в Цхинвале.
Борис Тимофеевич Корнаев начал свою научно-преподавательскую деятельность в Сталинирском государственном педагогическом институте со дня его основания. Он посвятил себя научно-исследовательской работе по фауне и внедрению мичуринской биологии в сельское хозяйство Юго-Осетинской автономной области.
Ныне здравствующая 83-летняя дочь Бориса Тимофеевича Корнаева вспоминает: "Отец работал в Сталинирском педагогическом институте. Был преподавателем, старшим преподавателем, деканом, заместителем директора по научно-учебной части института. В свободное от научно-исследовательской деятельности время они с Борисом Галаевым были неразлучны. Отец часто брал меня с собой к Галаевым. Он играл на заказанной в Казани осетинской гармонике музыкальные мелодии, а Борис Александрович перекладывал на нотный вариант, играя на фортепиано. Мы с его племянницей не мешали им, рассматривали иллюстрированные журналы, которых у Галаевых было много, или уходили играть в чудесный ухоженный сад с обилием разных плодовых деревьев и цветов. Дом Бориса Галаева был центром притяжения творческих людей не только Сталинира, но и гостей из других краев и республик. Хорошо помню писателя Хаджи-Мурата Мугуева и художника Махарбека Туганова.
Борис Александрович Цховребов, народный артист Грузинской ССР, актер Юго-Осетинского драмтеатра, муж Корнаевой Розы, сестры Бориса Тимофеевича, был близким другом Махарбека Сафаровича. Они вместе работали в театре и в нашем доме были частыми гостями".
Корнаевы бережно сохранили, как реликвию, портрет отца Бориса Тимофеевича (в народе Татари), написанный Махарбеком Тугановым в один из их приездов в Дигору.
Константин Лотиев, ведущий научный сотрудник Сочинского национального парка, кандидат биологических наук, писал: "Надо заметить, что единственным государственным образованием Кавказа, амфибии и рептилии которого никогда не становились предметом специальных эколого-фаунистических исследований, отраженных в научных публикациях, была и остается Республика Южная Осетия. Неизвестным оставалось герпетологам и имя подлинного основоположника целенаправленных герпетологических изысканий в Южной Осетии, создателя коллекции амфибий и рептилий в Сталинирском пединституте (ныне Юго-Осетинский государственный университет) Бориса Тимофеевича Корнаева. Даже самые основные вехи биографии этого скромного подвижника науки, включая годы его жизни, нуждаются в уточнении и проверке. Лишь в 2013 году, согласно Договору о научном сотрудничестве между Сочинским нацпарком и Юго-Осетинским университетом, была проведена ревизия и переопределение всех амфибий и рептилий зоомузея ЮОГУ, собранных Б. Т. Корнаевым еще в 1930 годы, составлен каталог".
Исследовательские работы ученого, кандидата биологических наук Бориса Корнаева, проведенные в 30-х годах прошлого столетия в области герпетофауны, были востребованы при создании Красной книги в Южной Осетии.
Борис Галаев, как и его друзья – Махарбек Туганов и Борис Корнаев – не стремились к признанию или вознаграждению. Как у всех талантливых, творческих личностей потребность созидать была заложена в них природой и являлась внутренней мотивацией.