Элеонора Георгиевна ВАРТАНЯН – учитель начальных классов МБОУ Гимназия №4 неоднократно награждалась за значительные заслуги в сфере образования и многолетний добросовестный труд Почетными грамотами Министерства образования РСО–А, Федерации независимых профсоюзов России, главы муниципального образования г. Владикавказа.
Элеонору Георгиевну очень любят ученики – за то, что она умеет найти подход к каждому ребенку, на занятиях создает атмосферу радостного труда, а знания, полученные на этих занятиях, становятся надежной базой для дальнейшей учебы в средних и старших классах. Выпускники Элеоноры Вартанян с удовольствием, не формально, тепло говорят о своей первой учительнице. Они поддерживают связь с ней долгие годы, она сумела заслужить у учеников авторитет и доверие. А еще любовь.
Элеонора Георгиевна за 36 лет работы с детьми сталкивалась с разными проблемами и каждую старалась решить, к каждому ребенку подобрать заветный ключик. Ребенок индивидуален, а в итоге всех нужно научить одному и тому же, поэтому пути работы с детьми бывают очень разными. А эта учительница обладает даром эмпатии, позволяющей хорошо чувствовать другого человека, но самое главное – она умеет любить. Сама Элеонора Вартанян делится секретом успешной работы: "Для меня самое главное – любить детей. Дети очень хорошо чувствуют отношение к себе. Их не обманешь. Когда ребенок чувствует добро, когда он чувствует тепло, любовь, он тебе отдает то же самое. Только на этой основе можно строить обучение и воспитание".
Как-то в ее класс попал ребенок, который от испуга перестал говорить, более того, он к себе не подпускал вообще никого. И Элеонора Георгиевна начала "терапию любовью". "Я подходила, держала его за руку, – вспоминает учительница. – Мы писали вместе с ним все 4 года, он лежал на моей руке. Он понял, что я его люблю, что рядом с ним добрые люди. Когда он выходил отвечать наизусть, первое время у него не получалось говорить членораздельно, а выходило: "Ля-ля-ля-ля". Но никто не смеялся. Дети хлопали ему, подбадривали. Благодаря поддержке он и заговорил, именно потому, что его полюбили, его поняли и приняли".
Конечно, любовь к детям не означает всепрощение, вседозволенность. Дисциплина в классе должна быть. Вартанян считает, что самое главное – вначале выстроить свою работу в классе. Пока дети не поймут, как себя надо вести в школе, никакого результата в учебе не будет, потому что они не будут слышать учителя. Учитель должен настроить на учебу, показать, что им это надо. Если человек что-то не понимает, не знает, в жизни ему будет очень сложно. Когда они поймут, научатся не только слушать, но и слышать учителя; научатся его видеть, видеть доску – только после этого можно учить писать, читать и так далее.
И детский коллектив нужно формировать. Элеонора Георгиевна в детях воспитывает потребность во взаимоуважении – не только с учителем, но и при общении между собой. Учительница мягко добивается, чтобы дети дружили, чтобы понимали друг друга, заступались друг за друга. Она им объясняет: "Класс – тоже ваша семья. Вы очень много времени проводите в школе. И вы просто не имеете права друг друга обижать. Вы должны защищать друг друга, если вдруг вас кто-то обидит. Вы должны друг друга поддерживать".
В процессе обучения, воспитания возникают ситуации, когда ребенка надо поругать, но, оказывается, сделать это можно по-разному, и эффект может быть от этого разный. Вартанян вспоминает, что был у нее в классе ученик, которого из-за поведения отчислили из нескольких школ, с ним никто не мог справиться. Работа с ним первое время действительно была сложной. Мама ребенка позвонила учительнице и попросила сразу рассказывать о проступках мальчика, чтобы его дома незамедлительно наказывали, лишая, например, развлечений: телефона, телевизора, улицы. Учительница спросила: "Кроме того, что вы его наказываете, говорите, что он плохой, что вы еще делаете? Ребенка нужно и хвалить, причем чаще, чем ругать". И коррекции поведения ребенка вновь помогло "погружение в любовь". Если Элеонора Георгиевна и делала замечания мальчику, то без унижения, без приклеивания ярлыков. "Солнце мое, ты понимаешь, что так нельзя себя вести?" И в ответ наконец-то услышала: "Понимаю". Понадобилось две недели, чтобы научить ребенка, как следует вести себя в классе.
Элеонора Вартанян убеждена: ребенок – это пластилин, с которым можно работать. Что в него вложишь, то и получишь. У ребенка должен быть руководитель, нельзя его воспитание и образование пустить на самотек. Учитель должен его вести незаметно: "И если о ребенке, который попал к тебе в руки, ты не усвоишь, что это твой ребенок, – ничего не получится. Я всех учеников люблю одинаково, у меня нет любимчиков, ни одного. Все дети – это мои дети. Другого не может быть: это мой ребенок, я его мать, я его должна понимать, я его должна прощать, я его люблю, я его воспитаю".
Элеонора Георгиевна признается, что ей не очень нравится работать с так называемыми "подготовленными" детьми, которых уже научили считать и писать. Почему? Потому что у них на определенном этапе пропадает интерес к учебе.Он не хочет учиться, у него не вырабатывается, как должно, трудолюбие, привычка выполнять домашнюю работу. Такого ребенка легко потерять как ученика. Она говорит: "Другое дело – дети не подготовленные. Чтобы я видела результат своего труда. Дайте мне ребенка, я буду с ним работать. Ему будет все интересно". То есть прежде чем отдать ребенка в школу, родителям надо предварительно поговорить с учителем, как именно следует подготовить малыша к учебе, к общению с учителями и одноклассниками.
Элеонора Вартанян никогда, даже в первом классе, не использует счетный материал, нет никаких машинок, никаких палочек. Дети должны думать самостоятельно, – уверена она. На уроке нужно живое общение, живые мозги, живой ребенок без всяких дополнительных услуг.
Бывает, с учениками приходится заниматься и дополнительно, если кто-то что-то сразу не понял. И такие занятия бесплатны для родителей. Дети не хотят уходить из школы: "Все они остаются, мы занимаемся, но за это никто не платит".
С родителями учеников у Элеоноры Георгиевны всегда прекрасные отношения. Но бывает, что и родителям нужно что-то объяснять. Как-то ей позвонила одна мама и сказала, что она считает, что ее девочка лучше всех. На это учительница ответила: "Каждая мама убеждена, что ее ребенок лучше всех. Вот у вас один ребенок, а у меня их 29, и ваша в том числе. Так вот, я вам открываю один секрет: все 29 лучше всех. Все 29".
Элеонора Вартанян рассказывала о выборе своей профессии: "Уже в 5 классе знала, что будет учителем: это была моя мечта. И, слава богу, я очень счастливый человек, моя мечта сбылась. Занимаюсь любимым делом, со мной всегда те люди, которых я люблю, – это дети. Со мной рядом прекрасный коллектив школы. За 36 лет у меня не было ни одного плохого ребенка. У меня не было ни одного плохого родителя. Мне действительно повезло".
Помнят свою любимую учительницу все ее выпускники.
Милана Хугаева: "Элеонора Георгиевна была не только нашей учительницей, но и самым близким человеком. Поддерживала нас, направляла на верный путь, помогала во всем. Я благодарна судьбе, что у меня был такой наставник. По сей день мы любим приходить к ней в гости, делиться своими успехами и проблемами".
Елизавета Караева – сама бывшая ученица Элеоноры Вартанян, а теперь ее дети учатся у нее: "Удивительно, но в лице педагога можно встретить не только мудрого и строгого наставника, но и настоящего друга. Спасибо Элеоноре Георгиевне за эту искреннюю дружбу!"