Сегодня БАМ играет ключевую роль в экономическом развитии России, оставаясь жизненно важным транспортным коридором, по которому осуществляется перевозка значительной части товаров, в том числе и экспортно-импортных. Эта магистраль не только способствует развитию промышленности и сельского хозяйства в регионах, через которые проходит, но и активно влияет на социальное развитие этих территорий, способствуя появлению новых рабочих мест и повышению уровня жизни населения.
Байкало-Амурская магистраль (БАМ) – это не только поезда, несущиеся сквозь сибирские просторы, не только грандиозное строительство, которое вписано золотыми буквами в историю нашей страны, но и люди, без участия которых этот проект был бы немыслим. Среди тех, кто внес свой неоценимый вклад в развитие и строительство БАМа, особое место занимают наши земляки.
Вклад осетин в развитие БАМа начался с самых первых этапов строительства. На вызов огромного национального проекта откликнулись тысячи осетинских рабочих, инженеров и их семей. Они прибыли в эти далекие места, чтобы внести свою лепту в строительство века. Работа была жесткой и опасной, условия жизни – крайне тяжелыми. Но это не останавливало осетинских рабочих, которые, наряду с представителями других народов, уверенно шагали к заветной цели.
Осетины внесли несомненный вклад в строительство ключевых объектов БАМа, работы на которых требовали не только физической силы, но и высокой квалификации, инженерных идей. Речь идет о мостах через бурные реки, туннелях сквозь неприступные горные породы, вокзалах, оживающих в объятьях тайги. Особенно выделялись осетины в строительстве туннелей – одного из самых сложных и важных аспектов всего строительства. Именно это было для них своеобразной визитной карточкой, подтверждающей высокий уровень профессионализма и трудолюбия.
В их числе был и Владимир Бессолов (на фото). С 1976 года Владимир Асланбекович – главный инженер, а с 1980 года – начальник управления строительства "Бамтоннельстрой". Он – автор ряда крупных инженерно-технических, революционных для отечественного тоннелестроения решений и разработок. Организатор строительства Байкальского, Кодарского, Нагорного, четырех Мысовых и двух обходных тоннелей, многих объектов за пределами Байкало- Амурской магистрали. Под его руководством была пройдена и сооружена большая часть самого сложного в инженерно-геологическом отношении Северомуйского тоннеля. На стройку в подразделения принимали преимущественно метростроителей и шахтеров, имеющих опыт горного строительства. Однако Владимиром Бесоловым было принято решение брать на работу новичков и готовить их на месте, но с одним условием – они должны были теоретически и практически освоить горную технику, приобрести несколько смежных профессий. Для этого по его инициативе сначала был создан учебный пукт на базе УС "Бамтоннельстрой", а затем – филиал Московской технической школы. За весь период деятельности "Бамтоннельстроя" на Бурятском участке БАМа профессиональную подготовку и обучение с получением смежных профессии прошли более 10, 5 тысячи человек.
Указом Президента СССР от 10 августа 1990 года "за большой вклад в сооружение Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, обеспечение ввода в постоянную эксплуатацию на всем ее протяжении и проявленный трудовой героизм" В. А. Бессолов был удостоен звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот". Интересно, что его отец тоже был Героем Социалистического Труда.
Владимир Асланбекович также был кавалером двух орденов Трудового Красного Знамени, ордена "Дружбы", лауреатом Государственной премии Совета Министров СССР, имел звание "Заслуженный строитель РСФСР". Его не стало 14 мая 2011 года, он умер на 72-м году жизни.
Через год, в июне 2012 года, у восточного порта Северомуйского тоннеля (самого большого тоннеля в России, протяженностью 15343 метра), состоялось торжественное мероприятие – присвоение тоннелю имени Героя Социалистического Труда Владимира Асланбековича Бессолова, установлена мемориальная доска. Чтобы почтить память В.А. Бесолова, в Северомуйск приехали из разных регионов страны ветераны стройки века, а также делегации правительства Республики Бурятии, тоннельной ассоциации России и руководства Восточно-Сибирской железной дороги. Заместитель начальника ВСЖД Алексей Боровиков в своем выступлении отметил: "Владимир Бессолов – строитель, тоннельщик, человек, которого уважали за уникальные знания, за высочайший профессионализм, за открытость всему новому, за твердую волю, ответственность и умение принимать решения. К нему обращались за советом со всех концов страны. Его слово ценилось на вес золота. Это был человек-эпоха нашего тоннелестроения. Герой, который не любил носить награды…"
Значение вклада осетин в истории БАМа нельзя переоценить не только с точки зрения непосредственно строительных работ. Они вносили вклад в создание инфраструктуры, социального обустройства, культурной жизни строящихся городов и поселков вдоль БАМа. Осетинские культурные центры, школы, театры становились местами притяжения для людей разных национальностей и способствовали взаимовлиянию различных культурных традиций. Это, в свою очередь, формировало уникальное многонациональное сообщество, основой которого стала дружба и взаимопомощь.
Взаимовыручка, труд на огромной стройке, совместное преодоление трудностей сплачивали людей, делая их ближе друг к другу. Осетины, как и представители других народов, участвовавшие в строительстве БАМа, делились своим опытом, знаниями, культурными традициями. Этот обмен оказал глубокое влияние не только на жизнь в регионе во времена активных строительных работ, но и на последующее поколение, выросшее на БАМе.