<B>Бэла ХАДАРЦЕВА, корректор</B>:<br><I>– Много лет назад я работала в организации, где требовалось корректировать рукописи. И тогда убедилась, что характер человека так или иначе сказывается на его почерке. Одна сотрудница писала настолько размашисто, что на строке стандартного листа умещались два-три слова, и сама она была многословной, общительной, раскованной абсолютно со всеми. Другой коллега был человеком замкнутым, неразговорчивым, и буквы в словах в его рукописи были настолько тесно прижаты друг к друг, что иной раз трудно было разобрать, где заканчивается одно слово и начинается другое. Еще одна сотрудница писала почти печатными буквами, потому что до прихода в нашу организацию была библиотекарем. Я каждый раз вспоминаю об этом, когда смотрю полицейские сериалы – в них часто показывают, как отправляют рукописи на экспертизу, и они подтверждают характер подозреваемого.</I>
Ольга НИКИТИНА, жительница г. Владикавказа:
– Вот интересно, почему у врачей такой ужасный, непонятный почерк? Причем у всех. Я тоже задавалась этим вопросом, когда в очередной раз, "сломав" глаза, изучала выписанные мне доктором назначения и рецепт. Почему они так не "дружат" с каллиграфией? Кажется, что специально, для того чтобы никто ничего не понял. Но это, конечно же, глупый аргумент. Вероятно, не хватает времени, чтобы писать красиво. Накалякал "колесами" или мелким-премелким почерком, и ладно. Думаю, это рутина их так "достала"!
Жанна МАКОЕВА, психолог:
– Почерк человека – это как открытая книга, в которой можно "прочитать" его характер, эмоции и индивидуальные особенности. С помощью анализа почерка мы можем увидеть, насколько аккуратен и организован пишущий, его эмоциональное состояние в момент написания, даже склонности и таланты. Например, человек с красивым, четким почерком чаще всего организован и внимателен к деталям, в то время как неряшливый почерк может свидетельствовать о некоторой нерешительности или неуверенности. Поэтому изучать почерк – это как раскрывать уникальными ключами загадку человека, видеть его скрытые качества и таланты через набор букв и знаков.
Елизавета ИВАНИДИ, юрист-криминалист:
– В криминалистике анализ почерка может быть использован для идентификации подозреваемых, определения их психологического профиля, а также для выявления поддельных документов. Им занимаются и юристы, и графологи, и психологи, и психиатры. В юриспруденции нужны все аспекты исследования почерка. Юристу он может рассказать о характере человека, его состоянии. Почерк может отражать внутренний конфликт, эмоции, скрытые желания, даже показать, есть у человека депрессия или нет. Еще хочу сказать: если кто-то думает, что у разных людей может быть одинаковый почерк, то он заблуждается. Одинакового почерка не может быть! Как бы преступник ни старался подделать чужой почерк, профессионал-эксперт подделку обязательно определит.
Рита КОЗЫРЕВА, учительница начальных классов СОШ № 44:
– Мы работаем с малышами, поэтому большое внимание уделяем развитию письма. Аккуратное письмо от руки учит концентрации, дисциплинирует, способствует выработке художественного вкуса, влияет на развитие моторики рук и задействует участки коры головного мозга, которые отвечают за обработку и запоминание информации. Научиться красиво писать – значит внести вклад в свое образование. Доказано, что у человека, овладевшего каллиграфическим почерком, лучше развиты память, речь, творческие способности, внимание и усидчивость.
Таймураз МАРГИЕВ, председатель Союза художников РСО–А:
– Каждый художник вырабатывает свой почерк, который его отличает от других. Одни пишут четко, ровно, лаконично, другие – небрежно, но все это – способ самовыражения. И тогда это уже не просто почерк, а определенный стиль конкретного автора. Прежде всего он зависит от интеллекта и интереса к философии, истории и т.д. На выработку собственного почерка художника могут влиять и его принадлежность к нации, той или иной культуре, темперамент. При том что внешне он может выглядеть спокойным, способен создавать очень экспрессивные работы. Выбор жанра тоже говорит о характере творческой личности.