Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Республиканская ежедневная газета Республики Северная Осетия - Алания

362015, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, 11, Дом печати
телефон: +7 (8672) 25-02-25
e-mail: gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru

КАЛЛИГРАФИЯ КАК ИСКУССТВО

[B]В минувший понедельник в Центре иранской культуры СОГУ художник Залина ХУЦИСТОВА и молодой ученый Таймураз БТЕМИРОВ провели мастер-класс "Искусство персидской каллиграфии". Вела встречу директор центра Мадина СОХИЕВА. Мастер-класс был организован Северо-Осетинским государственным университетом им. К.Л. Хетагурова и некоммерческой организацией "Кавказ-Восток".[/B]

Во время первой, теоретической части мероприятия были рассмотрены история возникновения и основные характерные черты различных видов почерков и стилей письма, распространенных в Иране и других странах, использующих арабскую графику.

Вторая часть встречи носила практический характер. Участники мастер-класса получили прекрасную возможность испытать свои силы в каллиграфии с помощью заостренной тростниковой палочки (калама) и специальных чернил.

Таймураз Бтемиров, научный сотрудник Центра развития осетинского языка РСО–А, автор публикаций по теме шрифтов, магистрант отделения востоковедения исторического факультета СОГУ, во время двухмесячной стажировки в Университете Алламе Табатабаи (Иран, г. Тегеран) посещал занятия по почерку "Насталик" в школе мастера каллиграфии Сафара Нурзада. По словам Таймураза, когда он занялся персидской каллиграфией, почувствовал, как письмо начинает открываться с новой стороны. Прежде ему казалось, что "Насталик" – это весьма неупорядоченный стиль. Однако с первых занятий пришло понимание, что гармония и ощущение свободного почерка достигаются путем строгого соблюдения канонов и пропорций. Каллиграфия в Иране стала одним из видов высокого искусства. "Письменная культура в Иране очень древняя, – говорит Таймураз. – Иранская культура исламская, а поскольку по религиозным канонам изображение человека не приветствовалось, то очень большую эстетическую нагрузку стали нести надписи, графика. Каллиграфическими надписями из священного текста Корана украшались мечети. Иран также – очень древняя поэтическая культура, и очень часто можно увидеть, как заказывают у мастера-каллиграфа строки из стихотворения, чтобы подарить их, например, другу на день рождения. Ручное искусство вообще в Иране очень ценится".

Второй спикер – Залина Хуцистова, художница, родом из Таджикистана. Ее с детства привлекала арабская каллиграфия, но только в осознанном возрасте она решила пойти по зову души и начала обучение у профессиональных каллиграфов. Самым первым ее учителем был специалист с Северного Кавказа, потом она училась у мастера из Катара. Также прошла обучение в Омане. В последние несколько лет Залина активно занимается этим делом, проводит мастер-классы, обучает, открывая людям возможности арабской каллиграфии не только как направления в искусстве, но и как метода арт-терапии. "Всякий раз, когда человек берет в руки перо, начинается путь к самосовершенствованию. Мы становимся чуть ближе к Богу, наполняемся спокойствием и терпением", – говорит художница.

Она успешно участвует в международных выставках: "Арт-контакт" (Турция, 2023), "Харизма искусства" (Оман, 2024). Как у каждого художника, у Залины есть свой стиль: он заключается в свободе каждого штриха, в каждую букву вкладываются смысл и духовность.

Залина делится своим восприятием искусства: "Во время занятий иранской каллиграфией мы можем почувствовать свою душу, расслабиться. Нам не нужно думать ни о каких проблемах внешнего мира. Есть возможность побыть с собой наедине. Вместе с тем это еще и гимнастика для мозга. Мы словно обретаем новые силы…

В каллиграфии есть определенные каноны, пропорции, но в своей фантазии художник абсолютно свободен. Буква – как скелет. Дальше мы с ним работаем и изменяем его по своему желанию, исходя из композиции, которую создаем благодаря ощущениям, которые в этот момент чувствуем…"

Залина Плиева, декан исторического факультета СОГУ им. К.Л. Хетагурова, пояснила, что мастер-класс проведен в рамках совместного проекта исторического факультета, Центра иранской культуры СОГУ и некоммерческой организации "Кавказ-Восток", направленного на сближение культур. Он предполагает проведение множества мероприятий, связанных с изучением культуры Кавказа и Ирана. Например, уже состоялась лекция Тамира Салбиева, посвященная скифо-персидским аналогиям. Сегодня знакомство с иранской каллиграфией – очень важная составляющая культуры как восточных народов, так и непосредственно персидского, и, как все на Востоке, это явление сложное, многогранное. Каллиграфия Персии – это и высокое искусство, и составляющая исламской эстетики, и психология.

Автор: М. АХМЕТОВА

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 206

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика