"Откинув лучший план,
Я ехал с волокитой,
Дорога на Беслан
Была грозой размыта", –
с досадой отмечал известный советский поэт Борис Пастернак в своих "Путевых записках", путешествуя по Кавказу в 1936 году.
Дороги в истории любого государства всегда играли важную роль. Буквально ни одна сфера человеческой деятельности не обходится без связи с транспортом и дорогой. Там, где есть дорога, есть жизнь. Появление во второй половине 19-го столетия рядом с селением Тулатово (Беслан) железной дороги и станции заметно сказалось на жизнедеятельности поселян.
Здесь проходила однопутная железная дорога от Ростова-на-Дону до Владикавказа длиной 695 км. Она была построена за три года и открыта 2 июля 1875-го. Строительством дороги занималось "Общество Ростово-Владикавказской железной дороги" под председательством коллежского асессора барона Рудольфа Васильевича Штейнгеля. Его сын Владимир Рудольфович известен владикавказцам как меценат и благотворитель, подаривший городу красивейшее здание думы. Штейнгель подошел к строительству дороги основательно.
Уникальная по своим масштабам Владикавказская железная дорога, построенная на частные средства, проходила по территории Кубанской, Терской, Дагестанской, области Войска Донского, Черноморской, Ставропольской, Астраханской, Саратовской губерний. Были построены несколько десятков депо, четыре крупные железнодорожных мастерские, 23 железнодорожных училища, принадлежавших дороге. В сентябре 1918 года она была национализирована и передана Народному комиссариату путей сообщения.
В Беслане к 1875 году были введены в эксплуатацию железнодорожная и постовая станции, помещения для обслуживающего персонала, водонапорная башня для заправки паровозов и другие постройки. Для подачи воды в баки водонапорной башни соорудили специальные водоподъемные конструкции.
15 июня 1891 года высочайшим указом министру путей сообщения было разрешено сооружение Петровской железной дороги от станции Беслан до Петровска (Махачкалы). В связи с этим надо было продолжить железнодорожную ветвь в восточном направлении от Беслана и создать комплекс станционных построек и сооружений на новом месте. Станция и линия протяженностью 250 верст были построены за два с половиной года, и уже с 1 января 1894 года по ней было запущено движение поездов.
Кроме грациозного двухэтажного пассажирского здания, и сегодня украшающего вокзал г. Беслана, Обществом Владикавказской железной дороги на станции Беслан были построены паровозное депо с мастерскими, 5 жилых домов, двухклассное мужское и женское училище, двухэтажный дом отдыха для бригадиров и кондукторов, а позже – общежитие для холостых телеграфистов, 22 жилых дома для служащих, вымощено 2800 кв. саженей улиц и тротуаров.
При железнодорожной станции находилась и Бесланская почтово-телеграфная контора. Почтовые отправления производились по железной дороге ежедневно.
С постройкой ветви "Беслан – Петровск" станция Беслан стала узловой, новое здание вокзала – основным пассажирским, а прежний полустанок, располагавшийся в западном направлении от новой станции, – второстепенным и с 1901 года предназначался только для товарных операций.
Прохождение железнодорожной артерии через Беслан существенно сказалось на многих сферах его жизни. Это не только пути, разделяющие город, но и решающий фактор для зарождения промышленности, притока опытных инженеров-путейцев и квалифицированных рабочих, сопровождавших строительство и обслуживание железной дороги, вклад в развитие сети образовательных учреждений, связующая нить между разными народностями и культурами. В советский период здесь появились новые предприятия, жилые дома, школы и детские сады ведомства железной дороги. В целом для жителей Беслана железная дорога и вся ее инфраструктура стали главным градообразующим началом.
До сих пор сохранились многие добротные старинные здания ХIХ – начала ХХ веков, относившиеся к железной дороге. Жители Беслана называют район первой станции – "между путями", потому что весь этот район оказался в треугольнике между полосами проходящих здесь рельсов. Издалека видна одиноко стоящая на ул. Коминтерна высокая водонапорная башня, ставшая своеобразным символом города. Оригинальная по архитектурному стилю, она была построена из кирпича и бетона предположительно в конце ХIХ века. На "плане дачи Беслан (Тулатовской), отмежеванной в надел селению Беслан", 1892 года, который хранится в Российском государственном архиве древних актов, отчетливо видно место расположения старой станции, к которой проложена труба водонапорной башни, забиравшей воду из реки Терек для заправки паровозов. Недалеко от станции располагались жилые кварталы селения Беслан.
В наши дни железная дорога по-прежнему выполняет необходимую транспортную задачу, осуществляя пассажирские и грузовые перевозки в разные регионы России. Но крайне важным для бесланцев должны быть желание и обязанность сберечь и сохранить то историческое и культурное наследие, в которое вложен труд нескольких предыдущих поколений. Известно, что это требует больших вложений и усилий, но именно отношение к прошлому является мерилом гражданской зрелости нации и ее исторической культуры. В этом смысле задача воспитания общества, пробуждение в нем, по словам графа А.С. Уварова, "сочувствия к остаткам старины" – одна из важнейших задач современности.
Рита ФИДАРОВА,
заместитель директора Центрального государственного архива РСО–А