– Георгий, расскажи, пожалуйста, как завершился для тебя год 2024-й и начался 2025-й?
– Всегда нужно быть благодарным за все, много хороших событий и мгновений было в прошлом году. Собственно, одно из них – постановка балета "Фатима", который мы уже показали в 4 городах – это Цхинвал, Владикавказ, Москва и Петербург. В Москве – в рамках столетия автономии республики – у меня был дебют, мы выступали с балетом на Новой сцене с оркестром Большого театра. А в Петербурге – на исторической сцене, с оркестром Мариинского театра. Новый год начался с работы в Мариинском, уже 3-го числа были репетиции, а 4 и 5-го – спектакли. Так незатейливо, но очень интересно начался январь.
– Получается, отдохнуть времени совсем не было?
– Почему же, я приехал в Осетию раньше времени, за 2 дня до репетиций уже повидал родных, отдохнул.
– Были ли в твоей семье музыканты?
– Дядя очень хорошо пел. Мама когда-то училась играть на фортепиано, мой старший брат тоже.
– Георгий, правда ли, что ты играешь на трех музыкальных инструментах?
– Это дела давно минувших дней, потому что я играл когда-то и даже поступал в училище по классу и гобоя, и фортепиано. Основной инструмент – это фортепиано, мои первые педагоги – это Виктор Акимович Бурнацев и его супруга Инга Алексеевна, мы и по сей день поддерживаем связь, навещал их во время приезда.
– А кто заметил в тебе дирижерский талант?
– Именно вот эти мои педагоги и направили меня к Тамерлану Хосроеву, а потом, через несколько лет я уехал в Петербург, поступил в музыкальное училище им. Н. А. Римского-Корсакова (класс хорового дирижирования Федора Леднева и класс симфонического дирижирования Сабрие Бекировой), в 2019-м окончил с отличием Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова (класс профессора Владимира Альтшулера), а затем и ее ассистентуру-стажировку (класс того же педагога).
– Знаю, что Валерий Абисалович Гергиев в студенческие годы проводил много времени в спортивном зале, его учитель физкультуры рассказывал, что он любил баскетбол, волейбол. А как у тебя со спортом, все-таки дирижеру нужна крепкая физическая подготовка?
– Это правда, в принципе, не только дирижеру нужна физическая подготовка. Я люблю погонять на мотоцикле эндуро, в Осетии был на мотодроме. И в Петербурге ездил, также в футбол люблю поиграть. Еще плаванием занимался, не так давно встал на коньки.
– Твой дебют как оперного дирижера состоялся на 2 курсе консерватории, в 2016 году, это была опера "Евгений Онегин". А в каких еще постановках довелось дирижировать?
– В Мариинском театре меня подключали к постановкам Вагнера, это "Нюрнбергские мейстерзингеры" и "Тристан и Изольда". И я был ассистентом постановки, находился в процессе освоения и оркестровых репетиций. Спектаклей у меня не было, потому что свои работы Валерий Абисалович всегда сам выстраивает, но то, что появилась возможность "живьем" познакомиться с оркестром и солистами, было как-то волнительно, трепетно...
– А ты помнишь первую встречу с маэстро?
– Помню, когда его впервые увидел, был еще школьником. Наверное, где-то в начале 2000-х приехал в Петербург, мне подарили билет в Мариинский театр на 31 декабря. Валерий Абисалович стоял за пультом, я тогда все очень хорошо запомнил. А вот реальная возможность встретиться появилась на концерте, посвященном столетию Вероники Дударовой в концертном зале Чайковского в Москве, где я дирижировал, а Валерий Абисалович предоставил свой коллектив. Это было первое такое, скажем так, профессиональное соприкосновение.
– А когда ты получил приглашение в Мариинский?
– Я часто ездил по стране, через какое-то время меня позвали в Бурятию, потом в Мариинском театре доверили вначале одно выступление, потом другое…
Это очень большой, сложный коллектив высочайшего профессионального уровня, где я получил неоценимый практический и творческий опыт. С 2022-го регулярно выступаю в Мариинском театре, руковожу исполнением опер "Паяцы", "Дон Паскуале", "Травиата", "Волшебная флейта", "Риголетто". Кроме того, я сотрудничал с Молодежным симфоническим оркестром им. Альгирдаса Паулавичюса (Санкт-Петербург), выступал в Театре Манчинелли (Орвието, Италия), на Новой сцене Большого театра России, в Московском музыкальном театре "Геликон-опера", Большом и Малом залах Санкт-Петербургской филармонии, в Государственной академической филармонии акимата города Нур-Султан и на других площадках. Дирижировал оперными спектаклями "Князь Игорь", "Иоланта", "Бал-маскарад", "Сельская честь", "Так поступают все" и пр.
– Когда на мир обрушился коронавирус, для всех творческих людей наступили сложные времена. А как ты это время пережил?
– Выступал в Бурятии, в Осетии, были концерты и в Петербурге, мы даже приезжали с бурятским балетом на "Золотую маску" в Москву. А потом наступил covid, и все это прекратилось, замерло. Время как будто остановилось. Очень непросто было адаптироваться, но зато появилась возможность что-то изучать, читать…
– Ты дирижируешь, играешь на фортепиано, а как дело обстоит с вокалом?
– Никогда не пел. Конечно, вокал интересен с точки зрения постановки дыхания, фразы, звукоизвлечения. Но профессионально сам не занимался этим, больше наблюдал, изучал.
– Часто ли приезжаешь в Осетию?
– Несколько раз за сезон я успеваю побывать на малой родине, домой всегда приятно возвращаться...
– У альпинистов есть высота, которую они мечтают покорить. А у тебя есть такой музыкальный олимп?
– Знаете, недавно переслушивал Владимира Высоцкого. В одной из песен есть такие слова: "И только немного завидуешь тем, другим – у которых вершина еще впереди". Для меня цель – это не столько какая-то точка икс, сколько, скорее, путь к ней, потому что в процессе развития ты многое открываешь, начинаешь понимать, расширяешь свое видение, возможности, взгляды и так далее.
– Как считаешь, нет ли между дирижерами из Осетии конкуренции?
– Пока не заметил. Нет, конечно, с кем-то мы видимся чаще, с кем-то, может быть, пореже, но всегда стараемся сохранить добрые человеческие, профессиональные отношения.
– Что бы ты пожелал нашим читателям?
– Любите музыку и, конечно, жизнь, и она обязательно ответит взаимностью.