Рядом с выдающимися джигитами Осетии Кантемировыми, разделяя с ними все трудности и радости цирковой жизни, были их верные спутницы.
О них и пойдет рассказ.
Жена патриарха цирка, родоначальника знаменитой цирковой династии Алибека Тузаровича Кантемирова Мариам Хасакоевна, урожденная Цирихова, была родом из Беслана. Поразительной красоты и скромности, она могла быть украшением любого празднества на селе.
Мариам вошла в первую труппу осетинских наездников и, можно сказать, положила начало цирковой династии Кантемировых.
Как истинная осетинка, прекрасно играла на гармошке, поэтому Алибек решил заменить оркестровое сопровождение выступления труппы мелодиями родных гор в исполнении Мариам на осетинской гармошке, подчеркивая национальный характер номера.
Мариам подарила Алибеку трех сыновей, которые стали гордостью конного цирка, звездами манежа. Старший сын Хасанбек вышел на арену в четыре года в 1928 году в Гамбурге. Одетый в национальный костюм, крохотный мальчуган танцевал лезгинку, джигитовал на пони и завоевал сердца гамбургских зрителей. Впоследствии стал народным артистом республики, защитил кандидатскую диссертацию по истории искусства, создал отдельный аттракцион "Картины Кавказа".
Второй сын Ирбек сел на коня в цирке во время гастролей в Ереване из-за болезни Хасанбека, выступление которого с интересом ждали зрители. И в соревновании со старшим братом семилетний Ирбек не уступил ему в ловкости и мастерстве.
Позже он заменил отца и стал руководителем труппы "Алибек", мастером спорта, пятикратным чемпионом СССР по конному спорту, народным артистом СССР, лауреатом Государственной премии им. К. Хетагурова.
Младший сын Мухтарбек – любимец семьи, талантливый артист цирка и кино. Прыжок с форганга на скачущего коня этого великолепного всадника с выразительным красивым лицом вызывал искреннее восхищение зрителей. Он создал первый в мире конный цирк каскадеров, являлся президентом российских метателей.
Успехи труппы "Алибек", жизненный путь сыновей, слава династии Кантемировых основаны на женском счастье Мариам, хранительницы национальных семейных традиций.
Хочется сказать еще о Мариам – хозяйке дома, хлебосольной и гостеприимной. Достаточно было гостю, соседу, ребятам из труппы в любое время переступить порог дома, Мариам сразу накрывала на стол и невозможно было отказаться от ее приглашения. Каждое воскресенье в любых условиях – на квартире, в поезде, в дороге – традиционные три пирога обязательно были на столе. И благословенным был семейный очаг Мариам Кантемировой.
К старшему поколению женщин в труппе относится младшая сноха в семье, где было шесть братьев, Кантемирова Софья (Сафират) Касполатовна.
Гастроли первых советских артистов-наездников под руководством Алибека в Германии были длительными. К их приезду в национальном парке в Гамбурге были построены горские сакли с плоскими крышами, сделан высокий пандус из валунов, откуда выезжали осетинская арба и джигиты на конях. Были выпущены открытки с фотографиями труппы "TscbreKessen Rubie AliBek". А один из ведущих артистов младший брат Алибека Ибрагим, оставив гастроли, срочно выезжает на родину в Осетию. Надо спешить, ведь к выбранной им давно девушке, как пишут в письме, сватаются женихи, один лучше другого. Высокая, стройная красавица, единственная дочь всеми уважаемого Касполата Моргоева из Карджина вошла в дом Кантемировых летом 1928 года.
Тогда во Владикавказе на Осетинской слободке был обычай: на ежегодный праздник "Хуыцауы дзуар" приглашались молодые невестки года в национальных костюмах, можно сказать, по-современному, на неофициальный "конкурс красоты". И в том году молодую невестку Кантемировых выбрали как самую красивую и обаятельную. После свадьбы Ибрагим не спешил возвращаться на гастроли. И Алибек приехал и увез к изумлению родных молодую сноху, которая по традиции не разговаривала с ним. Через 3 дня и Ибрагим поспешил за ними. Сафират вошла в большую семью артистов и так же, как Мариам, играла на гармошке, танцевала. Время шло, и Алибек решил посадить ее на коня и попробовать в джигитовке. Состоялся дебют молодой артистки. Она была первой осетинкой, выступившей на арене цирка в качестве наездницы.
В 1933 году Ибрагим Тузарович создал отдельную труппу, где Сафират выезжала на арбе, играя на гармошке, она же обшивала всю труппу, разделяя все трудности жизни артистов цирка и радости успехов на арене. Десятки городов, сотни представлений и концертов, в которых Софья Касполатовна покоряла зрителей красотой и грациозностью. Особый успех у зрителей имела постановка "Похищение девушки на Кавказе". Она выходила с кувшином для воды, набирала из родника, затем на манеж вылетал всадник, подхватывал девушку, и начиналась погоня с искрометной джигитовкой и стрельбой.
Сафират прожила счастливую жизнь до глубокой старости, сохранив чистоту души, остроумие, трудолюбие и успев понянчить правнуков. В этом году, 9 марта, исполняется 120 лет со дня ее рождения.
Второе поколение династии женщин в семье Кантемировых представляет жена старшего сына Алибека Хасанбека Мариам-младшая – Муся. Стройная сероглазая она была воздушной гимнасткой, работающей под куполом цирка.
Помимо традиционной верности манежу, преданности цирку, которые в крови у цирковых артистов, есть еще условия жизни – незабываемый запах манежа, аплодисменты благодарных зрителей… Все это и рождает цирковые династии.
У Мариам было уже трое детей, когда карьеру воздушной гимнастки пришлось менять, но она осталась в цирке.
Под руководством Алибека Тузаровича она решилась на невиданный до сих пор в цирке эксперимент – дрессура коз, которые считались "неподдающимися". В результате упорных поисков, мучительных срывов, настойчивости и воли, выработанных под куполом, у гимнастки появился новый аттракцион и афиша "Мариам Кантемирова. Оригинальная дрессура – козы и пони". На манеже, подвластные сдержанным движениям руки и негромкому возгласу улыбающейся Мариам, козы и пони проделывали с легкостью и изяществом свои акробатические номера, "па" старинного вальса, плели "восьмерки", выстраивали замысловатую пирамиду, играли на качелях.
После представления фермер из Оклахомы (США), не веря своим глазам, сказал: "Козы самые тупые, несообразительные животные. Но то, что миссис Кантемировой удается заставить их проделывать – это фантастика!".
Аттракцион заканчивался шквалом аплодисментов и восторгом детей – лучшей наградой за труд цирковых артистов.
Во время гастролей в Ярославле тяжелая болезнь оборвала жизнь замечательной женщины, верной супруги, матери троих детей, которые бережно хранят семейные традиции.
Недда Кантемирова – спутница жизни Ирбека Алибековича, также вошла в семью наездников, разделяя их трудности и славу старейшей цирковой династии.
Незабываем танец Ирбека и Недды: он на вороном статном жеребце Асуане, танцующем под осетинскую национальную музыку "Хонга", а рядом в белоснежном наряде Недда. Танец так выразителен, что зрители чувствуют гордую силу любви этой прекрасной пары. Конь под наездником тоже танцует, выполняя пируэты, перемену ног в галопе. В этой конно-хореографической картине Ирбек и Недда достигают подлинного лиризма. А в заключение джигит, танцовщица и конь склоняются в глубоком поклоне.
Во время гастролей Недда была воспитательницей и учительницей для артистов-школьников, заботясь об их здоровье, учебе, жизни вдали от дома.
За заслуги в цирковом искусстве Недде присвоено звание заслуженной артистки Северной Осетии. Она смогла пережить смерть Ирбека всего несколько месяцев – ее не стало в том же 2000-м году. Похоронена в Москве.
Их сын Маирбек – заслуженный артист Осетии стал руководителем труппы и лауреатом конкурса за "Создание лучшего национального циркового аттракциона".
К третьему поколению артисток цирка в семье надо отнести внучку Алибека Каджану, наездницу, поистине "рожденную в седле". Гастролируя по странам и городам Каджана училась в 53 школах, последнюю окончила с золотой медалью, а затем на "отлично" защитила диплом на режиссерском факультете ГИТИСа.
Восьмилетней девочкой села она на пони и стала работать в цирке. В черкесске и мохнатой шапке Каджана была настоящим наездником, только в поклоне шапка слетала с головы, открыв ее косички, что всегда вызывало бурю оваций. В тринадцать лет она села на коня и не уступала в мастерстве ребятам-наездникам.
После матери она стала работать и с козами, сохранив "козий ансамбль". Творческий ее диапазон широк: отличная танцовщица, блестящий джигит, смелая дрессировщица, Каджана Кантемирова рисовала эскизы костюмов, была режиссером национального спектакля "Картинки Кавказа".
Правнучка Алибека Кантемирова Екатерина Воронина тоже служит искусству, но в хореографии. Катя танцует с трех лет. Ее бабушка, жена Мухтарбека, балерина Людмила Кантемирова. В четыре года Катя впервые вышла на сцену зала им. Чайковского, а в двенадцать лет поступила в хореографическое училище и стала успешной балериной, работала в ансамбле Игоря Моисеева. Она открыла студию балета и стала заниматься с детьми. У Кати растет дочка Диана, которая тоже увлечена музыкой, танцами.