[B]Один из важнейших путей с Северного Кавказа в Закавказье шел через ущелье, которое по-осетински называется "Арвы ком" – "Небесное ущелье", или Дайран, Дайраны ком – "Дарьяльское ущелье" (перс. Dar-i-Alānān – "Ворота алан", "Gate (Door) of the Alans"). Часть ущелья южнее с. Ларса носит название Дайраны нарæг – "Дарьяльская теснина". В целом ущелье помещается между с. Чми и известным укреплением к югу от с. Ларса. [/B]
[B]В Нартовском эпосе осетин есть образ волшебного небесного колеса. Оно предстает охваченным пламенем и имеет, как человек, голову. Колесо посылается против нарта Сослана, оскорбившего дочь Солнца, и в конечном итоге перерезает ему незакаленные колени, что приводит к гибели героя. Впоследствии колесо настигается мстящим Батразом и несет соответствующее наказание. Научные исследования установили факт того, что это колесо является символом Солнца и противостоит герою, также наделенному солнечными чертами.[/B]
[B]Появление письменности у многих народов было связано с принятием ими христианства, которое отличалось от традиционных религий именно тем, что являлось письменной религией. [/B]
[B]Письменные источники сохранили нам имена некоторых аланских правителей, которые во главе своих соплеменников действовали в Западной Европе. Иногда источники предоставляют в наше распоряжение целые описания событий с их участием. Но они являются и единственными свидетельствами их жизни. К таковым можно отнести "Житие св. Германа" епископа Осерского, жившего около 378–448 гг. Оно было составлено около 480 г. Констанцием, пресвитером из Лугдуна (Лион).[/B]