В конце декабря в Жемчужненской средней школе состоялось увлекательное и познавательное мероприятие, венчающее проект "Краше нет земли хакасской". Школьники, начиная с 12 ноября, были задействованы в интереснейшей деятельности – читали стихи, рисовали, участвовали в познавательных играх, фотографировали, создавали великолепные поделки, шили наряды, творили украшения и еще много чего – и все о родной Хакасии. Последний этап – представление вниманию жюри и гостей хакасской юрты с необходимым убранством, утварью, демонстрация национальных обрядов, угощение хакасскими блюдами.
Чтобы проект получился не только захватывающим, но и полезным для ребят, педагоги объединили все классы и школьные предметы – историю, географию и литературу.
Окунулись с головой в работу ученики, педагоги, техперсонал школы, родители, бабушки и дедушки. Масштабное мероприятие, длившееся месяц, проводилось впервые.
Десятиклассница Асмине Сайферт придумала и нарисовала эмблему мероприятия, символизирующую слияние трех школьных дисциплин: земной шар с элементами флагов России и Хакасии, хакасская национальная шапка, лист бумаги и перо.
На все руки мастера
Самое начало проекта ознаменовалось исполнением детьми хакасского гимна, национального танца. Некоторые этапы работы ребят в проекте можно увидеть на школьных стендах. Первый из них "Край озер, пещер, степей, тайги" – ученики фотографировали и рисовали уникальную природу Хакасии. "Историю творят люди" – школьники подготовили информацию о знаменитых людях республики. "И для меня бы не было России без маленькой жемчужинки моей" – вниманию жюри и гостей представлена коллекция фотографий родного поселка. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Вера Костромина отметила, что по окончании проекта материал будет заламинирован для сохранности и оформлен в виде альбомов, чтобы педагоги могли использовать его на уроках. Мальчишки и девчонки начальной школы на нарисованных рукавичках изобразили хакасский орнамент. Также юные умельцы смастерили из цветной бумаги великолепные маленькие юрты с хакасскими узорами. Для конкурса чтецов ученики выучили стихи хакасских поэтов. Со слов Веры Евгеньевны, ребята подготовились качественно. На первом этаже школы поместили напечатанные на листах бумаги часто используемые в обиходе слова на хакасском языке с переводом на русский. На втором был оформлен стенд, посвященный мифам и легендам Хакасии, известным исследователям. Старшеклассники участвовали в конкурсе на лучшее национальное украшение "Пого" – используя бисер, пайетки, природный материал, пластилин, крупы, цветную бумагу, они аккуратно выполнили работы в разной технике, в том числе квиллинга, аппликации. Получились великолепные изделия. Благодаря педагогу по технологии Наталье Васильевой на этапе "Пошив хакасского платья", а также Наталье Атаманенко в коллекции школы появились четыре национальных наряда.
Для пятиклассников была проведена квест-игра, в которой ученики разгадывали ребусы, математические зашифровки, загадки, дорисовывали орнаменты...
Среди 6-7 классов школ Жемчужного и Борца состоялась межшкольная игра "Счастливый случай", проведенная по всем правилам одноименной телевизионной.
Шикарный подарок школе преподнесли восьмиклассники – создали своими руками электрифицированный макет "Полезные ископаемые Хакасии", на что ушел месяц труда, почти килограмм бисера, около пяти метров провода, девять светодиодов. Конечно, осуществлен он, в первую очередь, благодаря классному руководителю Ольге Владимировой и учителю технологии Андрею Иванкову. Получился междисциплинарный проект – охвачены физика, география, технология. Работа будет засчитана ученикам как итоговый проект за курс основной школы.
9-10 классы поиграли во "Что? Где? Когда?", сова досталась эрудированным девятиклассникам.
Общешкольный познавательный классный час "Таинственные места Хакасии", посвященный аномальным зонам, пещерам, версиям происхождения озера Шира, для многих ребят раскрыл завесу тайны на многие вопросы.
Ангелина Исайчикова, Кристина Кононова, Татьяна Котюшева, Дарья Шишикина (9 класс):
– Конечно, в самом начале проекта думали, зачем нам все это. Но постепенно втягивались в суету, дальше было уже интересно, а что получится, каким будет результат. В течение месяца нам давали задания. Мы узнали немало нового. Например, что рудник Коммунара – Дарованный Богом. В игре "Что? Где? Когда?" мы выиграли у десятиклассников. Теперь у нас в классе стоит символ игры – сова.
Культура хакасов достаточно самобытна, в ней есть свои традиции, обычаи. Этот колорит тебя пропитывает. Несомненно, оформлять юрту было очень интересно, но и сложно. Трудно было найти необходимые национальные предметы посуды, утвари. Но мы справились.
Юрты
В последний день проведения проекта школьники представили вниманию гостей и жюри жилище хакасов – юрты, обставив учебные кабинеты необходимой мебелью, утварью, предметами быта. Каждый класс провел колоссальную работу, проявил смекалку, творческий подход, создавая атмосферу, национальный колорит дома. Педагоги, ученики, родители внесли свой вклад, в результате чего получились уютные, самобытные жилища коренных жителей республики.
По жеребьевке первую юрту представляли 3 "А", 3 "Б", 7 классы, вторую – 4, 8, 5 и класс-комплект, третью – 2, 6, 9 классы, четвертую - 10-11, 1 "А" и 1 "Б" классы.
Татьяна Щукина, педагог по музыке:
– Такие проекты, безусловно, нужны. Естественно, сначала задумались, как можно сделать юрты? Обсудили, единственная сложность – поиск реквизита. Постепенно дали каждому задание – один одно несет, другой другое… С миру по нитке, стало что-то получаться, и детям стало интересно.
Оценивали обустройство жилищ учитель географии жемчужненской школы Галина Голубкова, родитель Светлана Итпекова, учитель математики Анна Соколова и повар детского сада "Жемчужинка" Алена Барбакова.
И чаем напоили, и повеселили
В жилище от двух третьих и седьмого классов ученики в национальных нарядах приветствовали гостей на хакасском языке под национальные мотивы. Пригласив жюри к столу, хозяева провели обряд чаепития из национальной посуды, напоив жюри чаем, угостив талганом с арахисом, изюмом.
Ребята провели национальную игру "Варежка": дети стоят лицом в круг, ведущий стоит в центре, руки у всех за спиной. Как начинает играть музыка, дети передают из рук в руки варежку. Как только музыка останавливается, ведущий должен угадать, у кого предмет.
Ученики провели обряд привязывания чалама, или ленточек, на березу – "Дерево желаний". Голубая лента символизирует цвет неба, красная – цвет земли, белая – чистоты, зеленая – травы и леса. Школьники постарались оформить помещение в хакасском стиле, используя национальную утварь, рисунки, музыку. Жюри отметило отсуствие экскурсии по юрте, также не на все их вопросы смогли дать ответ хозяева юрты.
И накормили, и замуж выдали
Создатели второй юрты – 2, 6 и 9 класс – поприветствовали жюри на входе, оказав гостеприимство. "Жилище" было оформлено по национальному правилу: наличие женской и мужской половины. На женской – посуда, чашки, сундуки, на мужской – принадлежности для охоты и рыбалки, сельского хозяйства, а посреди "юрты" очаг. На столе национальные блюда, за ним, как и положено, кровать. Второклассники под аккомпанемент учителя музыки, играющей на баяне, исполнили для жюри песенку на хакасском языке, в чем помог педагог хакасского языка Нина Кокова.
Хозяева провели экскурсию по юрте. Затем был проведен свадебный обряд хакасов. Жених – богатырь Шира – показал свою силу, расколов топором полено одним ударом. Невеста – красавица Иткуль – приготовила мирек (похожи на большие пельмени), айран, талган. Участники проекта поведали о свадебном обряде сас-той – плетение кос невесты в прическу замужней женщины, рассказав легенду о счастье – тепле семейного очага.
И вкусно, и уютно, и самобытно
Перед хакасским жилищем от 4, 5, 8 классов жюри было предложено повязать чалама на "священное дерево", роль которого играла китайская роза. Затем хозяева радушно встретили гостей приветственным словом на хакасском языке. В юрте четко прослеживалась мужская и женская половины – с характерной утварью для каждого. Жюри пригласили за стол, угостив их национальными блюдами, среди которых чаблах (дрожжевые лепешки), талган, яблах потхы – картофельное пюре со сметаной, черемуха. Вниманию гостей был представлен обряд имянаречения ребенка. После экскурсии по жилищу жюри задали хозяевам интересующие вопросы, на которые получили исчерпывающие ответы.
И "шаманов" встретили
Жилище от первых и 10-11 классов было скромнее по сравнению с остальными, было меньше предметов посуды, обязательных элементов жилища. Очаг, национальная утварь, хакасские блюда (чай, пызылах – пресный сыр, талган …). Экскурсия по юрте была проведена посредством видеоматериала. "Шаманы" представили обряд задабривания духов, почитания духов этой местности. Для жюри приготовили дары – баночку с сибирской ягодой, кедровую шишку и рецепт приготовления пызылаха – в специальном мешочке с национальной вышивкой, подвязанном зеленой ленточкой, символизирующей здоровье.
Лучшие определены
На заключительном этапе в актовом зале школы перед учениками выступили воспитанники детского сада "Жемчужинка" со стихотворением о Хакасии. Ребятам, принимавшим активное участие в организации проекта, под громкие аплодисменты вручили почетные грамоты, победителям и участникам каждого тура – грамоты и сертификаты.
Десятиклассницы в хакасских платьях представили вниманию ребят и гостей национальный танец. Ольга Колмакова исполнила песню на хакасском языке "Счастье матери".
Конечно, все с нетерпением ожидали результатов конкурса юрт. Педагог Галина Голубкова, поблагодарив ребят за проделанную работу, вручила заслуженные дипломы: за первое место в номинации "Лучшая презентация блюда" – 4, 5, 8 и классу-комплекту; за первое место в номинации "Лучшее представление обряда хакасского народа" – 2, 6, 9 классам; победителям в номинации "Хакасское блюдо" – первым и 1011 классам; выиграли в номинации "Убранство юрты" – третьи и 7 классы. В результате лучшими в конкурсе "Хакасская юрта" стали ученики 2, 6, 9 классов, и 4, 5, 8 и класса-комплекта. Вторыми стали ребята из третьих и седьмого классов. Замыкают тройку призеров мальчишки и девчонки 10-11 и первых классов.
Педагогический коллектив жемчужненской школы благодарит районный Дом культуры в лице Людмилы Булатовой за предоставленные национальные костюмы, родителей за помощь в организации и проведении проекта "Краше нет земли хакасской".
Проект закончен, а что же дальше? А дальше новые планы и цели. Ведь мир так прекрасен и удивителен, в нем столько непознанного и увлекательного. Благодаря масштабной деятельности можно объединять разные школьные дисциплины, чтобы, даже самый скучный материал, усваивался на "ура". Задумок у заместителя директора Веры Костроминой множество, можно не сомневаться.