Факты о родном крае - это обширная и разноплановая тема для людей, которые этим увлекаются. Но в погоне за яркими датами и событиями многие авторы выкладывают в интернет сведения, не подкрепленные архивными документами. Информация ходит по кругу, обрастая новыми недостоверностями и логическими обоснованиями.
А далее попадает в прессу, образуя замкнутый круг. Сегодня мы продолжаем публикацию материалов нашего земляка, краеведа Алексея Леднева и предлагаем его достоверную версию об истории действующей церкви в селе Дорофеево.
О Дорофеевой пустыне
Вопрос, связанный с названием села Дорофеево, еще два года назад не вызывал никаких споров и разногласий. Его просто не существовало. Никому и в голову не приходила мысль его поднимать, от того, что знали , что название села идет от Дорофеева монастыря. От тихой пустыни, построенной в этих лесах на рубеже 16-17 веков. И в этом они были абсолютно правы от того, что знали о том из рассказов своих бабушек, ходивших когда-то в церковь, построенную, по преданиям, на месте обители. Вопрос об имени создателя монастыря не вызывал никакого интереса от того, что всегда были уверены и никогда не сомневались: если монастырь Дорофеев, то и основатель, непременно, Дорофей.
Так и повелось, что любое упоминание о селе Дорофеево, церкви Успенья Пресвятой Богородицы, и давно исчезнувшем монастыре неразрывно связано с именем Дорофея. Его имя, как основателя монастыря, назовут вам в музее, школе. Везде, где ведется краеведческая работа. При этом, непременно, подчеркнут слово "старец". Старец Дорофей. К празднованию 205летия Успенской церкви местная газета в статье, посвященной этой дате, так же упомянула это имя.
Однако, согласно множеству упоминаний о Дорофеевой Успенской пустыни в изданиях по истории церкви разные авторы основателем монастыря считают преподобного Илариона. Нет сведений: кто он и откуда. Зато имеется его иконописный подлинник, что свидетельствует о том, что он не был простым человеком, а был удостоен чести и причислен к лику святых, пусть даже местночтимых и не канонизированных, о чем повествуют источники.
Кто же: Дорофей или Иларион являлся строителем Дорофеевой пустыни? Давайте попытаемся разобраться в этом. Только в основу своих суждений и предположений предлагаю положить не рассказы бабушек, а достоверные, весьма доступные сведения: о монастыре, об Илларионе, и, если найдем, о Дорофее. Рассказы наших любимых бабушек, несомненно, важная часть краеведческой работы, но не на все из них стоит полагаться безоглядно. Не все из них являются "преданиями старины глубокой".
На Руси есть много монастырей названых по имени их основателей: Троице-Сергиева лавра основана преподобным Сергием Радонежским; Кирилло-Белозерский монастырь - преподобным Кириллом. И еще много и много примеров можно привести, на чем нет смысла долго останавливаться.
По этой логике, казалось бы, все правильно: Дорофееву пустынь мог основать только Дорофей. Но, есть и другие примеры. За ними далеко ходить не придется. Пелеговский монастырь в наши края в 1616 году пришли строить Трефилий Некрасов с крестьянином Ивашкой Голубковым. И монастырь от того не стал ни Трефильевым, ни Ивашкиным, а так и оставался Пелеговским- Богоявленским, по названию местности, на которой построен и яркого библейского события. Вопрос: - А местность эта кем, когда, и в честь кого была названа? Давно это было… Но об этом почитаете в других публикациях. А пока приведу другой пример, к нашей теме имеющий более тесное отношение. Флорищева пустынь. Она была основана в конце 17 века, значительно позже Дорофеева монастыря, но, возможно, история их создания окажется сходной. Да и имя её строителя к предложенной теме будет иметь отношение. Сюда "по некоторому откровению" в 1651 г. пришел один схимонах "знаменоносец", именем Мефодий, который (…) решил построить на Флорищевой горе деревянную церковь.. Позже на этом месте возник монатырь Флорищева пустынь. Первым строителем Флорищевой пустыни считается иеромонах Иларион (в миру Иоанн Ананьев; 13 (23) ноября 1631 г., Нижний Новгород - 14 (25) декабря 1708 г., Суздаль) Будущий, в последствии митрополитом Суздальским и Юрьевским.
При желании, каждый из вас может ознакомиться с историей создания Флорищевой пустыни. Она интересна. Хочу только заметить, что название этой пустыни не носит имен: ни Мефодия; ни Варлаама; ни Макария . Не носит он и имени Илариона.
Надеюсь, что смог объяснить, что Дорофей, если он был, не обязательно должен был быть иноком или старцем, построившим пустынь. Он, если был, мог быть просто – хорошим и добрым человеком: бортником, смолокуром, охотником, сборщиком грибов и ягод, именем которого была названа местность. Не нравится? Включите фантазию. Он мог, если был, быть кровожадным злодеем, наводившим страх на всю округу. Ужас! От того в эти проклятые места из-за страха никто не ходил: ни бортники, ни смолокуры, ни охотники, и никто не собирал там грибов и ягод. Ужас! Куда нас фантазия завернула! Даже мурашки по коже. Тем не менее, эти леса и болота так же могли быть названы именем злодея. А если еще включить воображение. Старожилы говаривали, что не было там никогда ни злодея, ни праведника. Сказывали: " Давно это было. Ещё, когда Казань брали, пришел в эти леса старик – ведун: седущой, с бородищой длиннющой, а росточком маленький. Вот его то и звали Дорофеем…." Поговаривали, что "….добрым- ту людям в лесу бояца нечо, а вот коль в ком не добро узрит, так могот и в болото свести…." Страшно? Не пугайтесь, вас не уведет. Добрым был старичок. "… Поводит – поводит круг болота день- другой, да и отпустит. От того в те леса для недоброго человека путь закрыт был…." Только никто тех сказаний не записал. Писать не умели. А теперь, пойди, разбери: были те сказания, иль нет. Вот сколько сказок. Выбирайте. Не стесняйтесь. Ни одна из них не противоречит другой. Дополняйте. Это и будет сказание.
Сюда, в эти леса и болота, в незапамятные времена, в поисках уединения пришел старец Иларион, что следует из сохранившихся источников.
Иларион, "начальник обители Успенской Дорофеевой пустыни на реке Моче Юрьевца Поволгского" ( книга глаголемая Описание о Российских святых" Моск. Дух. Академии №209.) В Иконописном Подлиннике, под 5 июня:преподобный отец наш Иларион начальник обители Пресвятой Богородицы Дорофеевой пустыни , яже на реке Моче Юрьевца Поволгского, новый чудотворец подобием надсед с прорусью, брада аки Василия Кесарийского, в схиме; ризы преподобническая" Не канонизирован.
Вот тут уже начинается история, где наши с вами сказки и сказания становятся излишними. Преподобный Иларион построил монастырь, получивший название Дорофеева пустынь, жизнью своей и молитвой заслужил людское почитание и стал святым старцем.
На этом можно бы и успокоиться, но, помня, что среди читателей обязательно найдутся таковые, кто не примет предъявленного аргумента; кто, оставаясь верным сказаниям своих предков, по-прежнему, будет считать старца Дорофея строителем монастыря, продолжу.
Действительно, странно: два с половиной столетия прошло с того времени как Дорофеев монастырь прекратил своё существование и был обращен в приходскую церковь. Два с половиной столетия, как утверждают, люди внукам своим сказывали: о старце Дорофее, о монастыре. Неужели в деревне среди множества людей не было тех, кто читал те книжки, что мы сегодня извлекли из хранилищ? Читали! Безусловно, читали! Не могли священники не читать тех книг. И людям они , наверное, тоже говорили об Илларионе, как о создателе бывшего монастыря. Тогда, откуда такое неприятие? Откуда та уверенность людей в том, что основатель монастыря Дорофей? Может опять мы что-то пропустили? А не могли ли допустить ошибку те, кто посчитал Иллариона начальником Дорофеевой пустыни? Эта мысль закрадывается от того, что память об этих святых в церкви приходится на 5 и 6 июня. Уж очень рядом стоят эти даты. Может и вправду, что попутали? Для того чтобы ошибка была возможна, необходимо, что бы кроме Дорофея в монастыре, пусть ненадолго, оказался Илларион. Не тот уже доказанный нам преподобный Иларион, а кто - либо из других святых с этим именем. Может он, не обязательно строил, а принимал участие в восстановлении Дорофеева монастыря после очередного пожара. Может он приводил сюда насельников после моровой язвы? Были случаи, когда в монастырях после мора не оставалось ни одного монаха. Тогда только, можно допустить, могло произойти разночтение.
Обратимся к спискам святых: Иларион великий, октябрь 21; Иларион епископ Меглинский, октябрь 21; Иларион преподобный новый испведник, марта 28; Иларион преподобный новый, июня 6; Иларион мученик, августа 18. Но ни один из них, по времени своего жития не совпадает: ни со временем строительства монастыря, ни со временем его существования.
Из не канонизированных святых, кроме нашего Илариона, есть еще Иларион - тот самый - строитель Флорищевой пустыни. Он был рукоположен в сан архиепископа 11 декабря 1681 г.
В Суздальской епархии святитель Иларион строил, восстанавливал и украшал храмы.
Только в Суздале на его средства было построено пять церквей и перестроен древний собор, а в округе около тридцати….. Но, оказывается, и он в наших местах быть не мог.
Историк и краевед XIX века протоиерей Михаил Диев писал: "Костромская сторона с самого начала в ней веры христианской, принадлежала Ростовской епархии (…)с 1213 по 1229 вступила находилась в составе Суздальской, (…) и до самого учреждения в ней епархии находилась в непосредственном управлении священноначальников земли Русской…"
С учреждением в 1589 году патриаршества Кострома и Галич вошли в состав патриаршей области, ставшей затем — после упразднения патриаршества и создания в 1721 году Святейшего Синода — синодальной. 1 сентября 1742 года синодальная область была преобразована в МОСКОВСКУЮ ЕПАРХИЮ. 16 июля 1744 года, императрица Елисавета Петровна подписала указ об учреждении в четырёх "знатных городах", в том числе и "на Костроме", епископских кафедр. /Из источников Костромской епархии/
Предположение, что на каком-то этапе составления списков святых, могла произойти ошибка, из разряда изначально сомнительного стремительно перетекает в разряд абсолютно не состоятельного.
Дорофееву пустынь в шести верстах от Сокольских гор на рубеже 16-17 веков основал преподобный Иларион. И тут уже с историей не поспоришь. Еще труднее и бессмысленнее спорить с документами.
В грамоте данной монастырю "Боярской думой" и "царем Василием в 1610 году сказано: "…стала та Дорофеева пустыня и Сокольской и Заборской волости на Черном лесу на речке Моче на дровяной выделке ново блаженныя памяти при государе царе и великом князе Федоре Иоановиче всея Руси, а занял тое пустыню старец Ларион".
Факт абсолютно доказанный и сомнений быть не может.
Старец Иларион жил во время царствования (1584-1598) царя Федора Иоановича. Тогда же была основана Дорофеева пустынь. По писцовым книгам дьяка Постника Шипилова в 1594 году за этим монастырем уже состояли значительные вотчины: поля, луга и рыбные ловли.
Согласно грамот от 1612 года Дорофееву монастырю принадлежали: два озерка Ряполово и Подборное, да река Моча от реки Волги с истоками и с бобровыми гонами и с меленками ( по этой речке) и с речкою Лойменкою; наконец, в стрежневых водах реки Волги право ловить рыбу безоброчно "двумя связками".
Дорофеева Успенская пустынь, в Юрьевец-Повольском уезде приписана к Саввино-Сторожевскому монастырю. (упразднена) строители: Савватий - 1613-33; Сергий (игумен)-1634-35; Савватий-1637; Дионисий (игумен)-1639; Иосиф (игумен) 1643-46; Никодим-1653; Митрофан-1658; Тарасий-1696-97; Иона – 1700-08; Моисей-1713. СтроевП.М. "Списки иерархов и настоятелей Русской православной церкви" № 29. СПБ 1877. с.877
Из перечисленных строителей, включая Савватия, возможно, никто и никогда не держал топора в руках, но уж точно самолично ничего не строил. Строитель здесь, он - не плотник и не каменщик. Это должность в монастыре. Строитель - он же - настоятель.
После смерти старца Илариона, с 1605 года в течении семи лет настоятелем монастыря был старец Герман, который в 1612 году из-за тяжбы с крестьянами Сокольской волости из-за монастырских починков и угодий "…из той пустыни съехал".
Старец Савватий был назначен строителем в Дорофееву пустынь, после ухода старца Германа Боярской думой в 1612 году.
Утверждение, что с приходом Савватия были построены церкви в честь Успенья Пресвятой Богородицы и в честь Косьмы и Дамиана, более чем, неверно. Они к тому времени в монастыре уже существовали. 1613 год- это год, когда монастырю, взамен грамот данных Боярской думой была дана грамота царя Михаила Федоровича. А 1618 это - год, когда монастырь был описан. Описание проводил чарочник (должность при дворе) Федор Малов по указу царя Михаила Федоровича.
"Дорофеева Успенская пустынь, в Костромской губернии, в 35 верстах о Юрьевца Поволгского. По описи1618 года в ней была деревянная церковьвь имя Успенья Богородицы,с двумя пределами во имя Зосимы и Саватия, соловецких чудотвотцев, и еще Козьмы и Дамиана. В этом году в пустыни был строитель Саватий и 13 иноков.В 1655 году приисана к Саввину- Сторожевскому монастырю. Дворов крестьянских за ней значилось в 1685 году, 82." / В.Смирнов. "Описание Саввино- Сторожевского монастыря"/
При Успенской церкви села Доровеева хранятся:
1) Список с грамоты царя Михаила Федоровича, данной въ августе 7121 (1613 г.) съ приписью въ конце 7151 (1646) года, которою подтверждена эта грамота отъ имени царя Алексея Михайловича. Въ ней говорится о различныхъ угодьяхъ, пожалованныхъ въ разное время существовавшей прежде на месте села Доровеева обители Успения Пресвятая Богородицы, называвшейся "Дорофеева пустынь".
2) Часть грамоты, писанной въ Москве въ декабре 7125 (1616) г., касающейся также угодий Дорофеевской пустыни.
" Костромская старина". Сборник, издаваемый костромской ученой археологической комиссией вып 1. 1890 г.
Как видим, списки этих грамот в 1890 году еще хранились в Успенской церкви, но с того времени прошло много лет и они были утрачены. В Дорофеево они были утрачены. Но это не значит, что их не существует. Государственный Архив Костромской области. Фонд 179 (881 ед. хр. 17 век до 1917 года) содержит копии жалованных грамот царя Михаила Федоровича Романова, челобитных, отпускных и других документов. А их кто запрашивал?
Вот тут и начинается момент истины. Часто, вторгаясь в прошлое, мы ограничиваем его временными рамками своей жизни и жизни своих бабушек. А прошлое наше куда глубже. Мы делаем выводы, не обращаясь к документам архивов и работам историков, полагаясь на собственные знания, которых явно не достает. Говорю - мы, и отношу сказанное к себе в том числе. Не семи пядей во лбу и тоже в чем- то могу ошибаться. Мы не умеем дискутировать и принимаем любое несогласие по обсуждаемой теме как личную неприязнь. От того и не дискутируем. А любая работа, связанная с историей края, должна подвергаться обсуждению. Не цензуре. Дискуссии. Для того и созданы краеведческие общества. Кто определяет главенство выдвинутой версии? Наверное, никто. Их может быть множество, потому, что это версии. Но приоритет, все же, должен отдаваться той, которая наиболее подтверждена документально. Подтвержденная версия становится фактом. После обсуждения, подобная информация, должна попадать широкому кругу читателей, откуда, непременно, попадет в Википедию. А пока, ни одна из имеющихся сегодня в СМИ информация о ранней истории села Сокольское и района в целом, с его селами и церквами, документально не подтверждена и представляет собой, не более чем, сочинения на вольную тему. Они как контрольные на уроке, "передираются" друг у друга со всеми ошибками без разбора; добавляются красивые слова, с которыми добавляются еще большие искажения, той самой истории, которую мы намереваемся познать. Мы не познаем прошлое, а, по большей степени, сочиняем его, придавая красивую форму. Мы занимаемся тем, о чем предостерегал один из ярких деятелей краеведения Д.И. Лихачев. – мифотворчеством. Он так же говорил: "….Надо быть крайне осторожным со всякого рода "декоративно-театральными" проектами восстановлений. Следует помнить, что самый последний, один подлинный камень дороже всякой декоративной мишуры".
Вернемся к теме. Еще в 1889 году один из исследователей Костромского края В.А. Самарянов, говоря о Дорофееве; о некогда бывшем там монастыре, выражал глубокое сожаление в том, что жители села не сохранили память о том, где покоятся мощи святого Илариона. На вопрос: почитается или не почитается память его в сменившем пустыню теперешнем селе Дорофееве, он отвечает: "Нельзя не сожалеть о том, что при церкви села Дорофеева, основанной на месте упраздненной пустыни, созданной преподобным Иларионом, не сохранилось предания о том, где покоится многотрудное тело первоначальника бывшей пустыни; но не подлежит сомнению, что имя преподобного Илариона воспоминается в молитвах местного церковного клира". Е. Голубинский "История канонизации святых в Руссой церкви". 1903 год.
Время скоротечно. И уже через два десятка лет, в 1909году, в другом издании, другой исследователь констатировал, что и имя его забыли.
"В Дорофееве сохранилось предание, что близь церкви была деревянная часовня, где под спудом были какие-то мощи, но какого имени- забыли; только часовня сгорела и после того не была возобновлена." Ан.Титов "Упраздненные монастыри Костромской епархии" 1909 г.
Сам собою напрашивается интереснейший вопрос: - А могли ли наши бабушки, на которых мы сегодня безоглядно ссылаемся при написании "преданий старины глубокой", поведать нам то, о чем их бабушки уже не ведали? Есть над чем задуматься.
Небольшие, но интересные дополнения к истории Дорофеева монастыря и святому старцу Илариону.
18 июля и 11 августа 1679 года Указом царя Федора Алексеевича были даны две проезжие грамоты Саввино- Сторожевскому и приписанным к нему монастырям, включая Дорофееву Успенскую пустынь:
"… Которые монастыри по нашему Великого Государя указу, приписаны к Саввы чудотворца к Сторожевскому монастырю, будет тех монастырей служки и крестьяне станут ездить Саввы Чудотворца в Сторожевский монастырь судами и зимним путем, для монастырских дел или с монастырскими запасы, с хлебом, и с рыбою, и с медом, и со всякие монастырские запасы, тех монастырских служек и крестьян для монастырских дел и с монастырскими всякими запасами пропущать безо всякого задержания, и мытов, и перевозов, и с людей головщины, и подужного с них не имать…" Акты Археографической Экспедиции т.4, №235 изд. 1836 г.
С 16 марта 1683 года Саввино -Сторожевский монастырь с приписными к нему монастырями, включая Дорофееву пустынь , указом великих государей Ивана и Петра Алексеевичей, был взят в их Великих Князей Мастерскую палату. " Дополнения к Актам Историческим" № 81 ( Роспись приписных монастырей) 1683.
Царская мастерская палата известна с 1627 г.
В ней заседал стряпчий с ключом и дьяк. Стряпчий этот частью приравнивался к окольничему, но в думе не заседал.
Приказ ведал царское одеяние и мастеровых по этой части. Из этого приказа ежедневно выдавали и затем принимали под расписку одежду, которую надевал царь. Кроме царя и людей, служивших в этом приказе, никто не имел права входить туда. / Исторический словарь/
В некоторых упоминаниях о старце Иларионе имеются короткие дополнения, проливающие свет на то, откуда и когда он пришел в наши края . Так у пр. Сергия, автора " Полного месяцеслова востока " в т.2 ч 3 стр.63 имеется сноска на историка М.П.Погодина, где Иларион называется святым города Луха. В.А.Самарянов в "Памятной книге Костромской Епархии" 1868г.стр.67 так же относит Илариона к святым города Луха, он называет его вторым после Тихона Луховского. Более подробных сведений об этом нет, но и этого вполне достаточно, что бы понять, что пришел он к нам из–за Волги во время заселения нашего края. Об этом будет сказано далее.
ЧЬЁ ИМЯ ЗВУЧИТ В НАЗВАНИИ СЕЛА ДОРОФЕЕВО.
Для того что бы понять это, нам с вами надо вернуться ко времени заселения нашего края. Но прежде необходимо устранить разночтение по этому вопросу, что бы мы изначально понимали друг - друга.
Не редко сегодня можно слышать и читать, что заселение наших земель связано с церковным расколом, произошедшим после реформ патриарха Никона. Будто бы, сюда, на левый берег Волги, спасаясь от гонений, бежали старообрядцы. Будто бы они строили здесь скиты и деревни. Это заблуждение. Оно часто сопровождается цитатами из Мельникова - Печерского про "..Верховое заволжье - край привольный..", про "..Русь кондовую..", мол , об этом даже известный исследователь писал. Но, и от того, оно не перестает быть заблуждением. Никогда указанный автор не писал о нашем крае, тем более, в том контексте, который ему придают. Его исследования описывают многие районы Нижегородской области, но ни в одном произведении вы не найдете упоминания о нашем. Сомневаетесь? Откройте его рассказы, любой, навскидку. Он сам описывает, о каком месте идет речь. Перечитайте "На горах", " В лесах". Нашли? Не найдете. Заузолье, Керженские леса, Заветлужье - вот, что описывал Мельников -Печерский, куда по долгу службы он направлялся. А это значительно дальше того, о чем мы говорим. Старообрядцы не заселяли наших земель. И это тоже не голословное заявление. Архивы хранят: Сотную грамоту на Валовскую волость, составленную в 1596 году; межевые книги волости Сокольских гор и Заборской волости от 1627 года; множество переписных книг, где деревни и починки подробно указаны с росписью дворов; указ царя от 1619 года - о строительстве ямской гонтьбы ( почтовое сообщение) с привлечением крестьян Сокольской волости, и много еще каких документов. Земли нашего района к концу 16- началу 17 веков были уже, довольно плотно, заселены. И все это задолго до времени произошедшего церковного раскола, и как следствие, гонений на старообрядцев. Это наши крестьяне, не приняв новой веры, оставляли дома и уходили в Керженские леса, на Узолу и за Ветлугу. Вместе с "отступниками от веры", пришедшими с той стороны Волги, они создавали там скиты и деревни. Через наши волости шли раскольники " в леса". Вот о них и писал Мельников - Печерский. А то, что и у нас, скажут, были деревни старообрядцев, так это - свои, местные, родные, кто не ушел и веру новую не принял. При каждой церкви до самой революции были данные о количестве раскольников. /Казанская церковь с. Шадрина, Раскольников беспоповцев 612 душ мужского полу и 692 женского; Симеоновская церковь с. Симеонова, раскольников114\116; Якунькинская церковь 354\409 / и это по состоянию на начало 1913 года, а села эти известны задолго до Никоновских реформ. С этими людьми священники и миссионеры вели разъяснительную работу. Существует множество ревизских сказок (от слова "сказывать") и отчетов миссионерских обществ об этой работе. Мельников Печерский – признанный исследователь Нижегородской старины и замечательный писатель. Бесспорно. Но. Это не Мельников- Печерский не прав, что не писал о нас. Нет. Это мы не правы, что используем его имя, когда вносим искажения в историю нашей малой Родины и рассказываем людям то, чего не было.
После взятия Казани в 1552году началось массовое заселение земель, что сегодня занимает наш район. Нет. Не на следующий день. Позже. Не ошибемся, если определим это время просто:- в конце 16 века.
В то далекое время нам и предстоит вернуться. Во время, когда еще не было селений, известных нам сегодня; не было еще монастыря, и от самых Сокольских гор начинался лес, границ которого тогда еще никто не ведал. На него-то и стоит обратить внимание. В этот лес, с его оврагами и болотами, в поисках уединения, пришел преподобный старец. В том лесу и стоит искать ответ.
Существует известное выражение:- Лес наше богатство. Этот лозунг, можно часто встретить на информационных щитах, проезжая по лесным дорогам. Они порой приколочены на стволах деревьев, которые сам лозунг призывает оберегать. До 90х прошлого столетия с этим лозунгом ни у кого разночтений не возникало - лес принадлежал государству, т. е. - народу. Сегодня само это выражение воспринимается не как лозунг, а как откровенная насмешка, и провоцирует задать встречный, уточняющий вопрос:- "Наше - это чьё?" Но мы говорим не о сегодня.
Лес для людей того времени был главным источником не только благосостояния, они и слова такого не слышали, но самой жизни. Все жизненно важные промыслы связаны были с лесом. Не буду перечислять их все, и отнимать ваше время. Лес кормил и одевал, укрывал и согревал.
Как иначе могли назвать люди всё, что давал им этот лес, кроме, как Божьим даром? В названии леса выражено отношение наших предков к месту, которое они открыли для себя, переселившись на наш, левый берег Волги. "Дар Богов" – так, с греческого, переводится имя Дорофей. За обилие даров природы был назван этот лес Дорофеевым. Сейчас кто-то попытается зацепиться за мной же приведенную выше грамоту, в которой лес назван Черным. Оно так. Только назван он, при написании грамоты дьяком, не как название, а как определение. Черный лес- смешанный лес с преобладанием лиственных пород, коим является Дорофеевский лес и поныне.
Возникший трудами преподобного Илариона монастырь, так же явился людям, как дар, и был принят ими как дар Божий. В названии обители они сохранили свое отношение к этой местности, и в первую очередь к лесу.
Шли годы. Лес все ближе прижимался к монастырю, уступая себя под деревни, что строили крестьяне; расчищался и выжигался под пашни и сенокосы. Но в трудные годы, когда не родила земля, он оставался единственным источником жизни для живших здесь людей.
С образованием новых деревень от Дорофеева леса отрывалась его часть , делилась на рощи и рощицы, леса и перелески, которые другое поколение крестьян уже и звало по иному. С годами получилось так, что только окружающий деревню лес мы называем Дорофеевским. Это все, что осталось от некогда огромного, не знающего границ леса. Но он сохранился. И сегодня, пусть редко, но люди все еще говорят, что ходят по ягоды не под Дорофеево, а в Дорофеевский лес, называя его исконным именем. До сего времени он славится обилием грибов и ягод. Черника, поистине - божественная ягода. О её целебных свойствах давным -давно было известно людям. А когда-то еще и земляники было много. Взгляните на название деревень вокруг, некогда стоящего там, монастыря. Они появились позже, но добрая половина из них, носила названия говорящие о его природных дарах. Одна из деревень, о которой вам уже и старожилы не расскажут, звалась Слащево. Ну, не иначе как про ягоды шла речь, когда называли. Она стояла на правом берегу реки Мочи, ниже Крутых. Лет сто как её нет, но она была. Про деревню Калиновку в тех местах тоже ни кто не слышал? Ягод в этих лесах было на любой вкус. А, сколько было грибов! Чуть ближе Слащева, по тому же берегу, стояла другая деревня с названием Ярково. Там была монастырская мельница. Откуда название? От старинного слова "яр"? Но это не обязательно- крутой, обрывистый берег реки. Уж очень не соответствует рельеф. Ещё более старое слово "Ярь" , возможно, больше подойдет названию . Обратимся к В.Далю: " ярь и ярина, тук, сок, растительная сила почвы, особенно переносимая на грибы, губы; корни каждого дерева вызывают свою ярь, ярину: березовая ярина, гриб березовик; осиновая ярь, гриб осиновик; дубовая, дубовик; сосновая, рыжик и пр.; от корней трав идет, по мнению народа, поганая ярина, все поганки и печерица. лесу нет, так земля не ярится и ярь (гриб) не родится . черный гриб, боровик. грибная ярь."
Богатейшие были места! Да и сейчас грех жаловаться. Действительно, Божий дар. Название леса передалось монастырю, и только потом его унаследовало село.
Название леса как дара Божьего в понимании жителей села и окружных деревень со временем перестало существовать. Оставались любовь и уважение к нему, выраженные в народных сказаниях: про Дорофея, который мог быть в них: хоть бортником, хоть смолокуром, и сказках про старичка – ведуна. .…Сказывали: был у него внучек. Страсть как на деда похожой! Звали его Дорофейкой. А как иначе? Только без бороды и не седой, а весь рыжой и лицо в конопушках… Озорник! То, кому в корзину мухоморов досыплёт, то, кому лукошко с ягодами опрокинёт. И тоже, небось, неспроста….. Сказаний было много. Не этих, что я сочинил на ходу. Нет. Они были длинными и красочными, с глубоким смыслом. Их рассказывали детям, даже на ночь и они не боялись, мирно засыпали и верили в доброту. Каждая бабушка рассказывала по своему, придавая озорному проказнику свой особенный образ. Дорофейку всегда вспоминали, когда в лес ходили, что заставляло злых людей часто оглядываться в лесу, и от каждого шороха чувствовать холодок по спине. Уж очень им не хотелось встретиться с его дедом….
Не говорите, что так не могло быть. Могло. И, наверное, было. Не мог русский народ жить без сказок и преданий.
Отголоски тех преданий сыграли свою роль в истории названия села Дорофеево. Они стали основной причиной того, что строителем монастыря сегодня называют Дорофея. Когда монастырь прекратил своё существование, в народе стала угасать память о старце Иларионе, его создателе. Его место постепенно занимал персонаж сказаний Дорофей, что имя было созвучно названию обители и еще помнилось из детских воспоминаний. И с годами, говоря о монастыре, немногие уже помнили о Иларионе, а все чаще поминали Дорофея. Это все больше и больше походило на истину, с чем окончательно смирились. Сказки со временем так же начали терять актуальность. Их все реже рассказывали детям на ночь, от чего они стали забываться. И к середине прошлого столетия они окончательно стерлись, как стираются лапти о нелегкие дороги войн, революций, коллективизаций и индустриализаций. Грустно. Но так бывает.
Когда же мы решили вернуться к истории своих сел и деревень, оказалось: все, что знаем о них, все - "от бабушки". Все - из "сказаний", тех самых, что: "из уст - в уста передаются от поколения к поколению". Это ярко выражено и, как нельзя лучше, подтверждено в книге "Сокольский край" издания 2007 года. На странице 187 читаем : -" село Дорофеево на рубеже 19-20 веков было известно тем, что в нем находилась старинная церковь Успенья". И это все? Ну, так…, разведем руками, …все что передалось. Не густо!
Возможно, кто-то усмотрел в моих словах большую нелюбовь к нашим бабушкам. Это далеко не так. Отношусь к ним с большим уважением. Сам не молод, но помню своих бабушек и внукам своим о них рассказываю. Не имея образования, в лучшем случае три класса, они знали все: и о природе, и о погоде; знали, чем живет село или деревня; кто кому кум и сват. Не чета нам, они знали своих родственников до седьмого колена. Это правда. Наши бабушки с их своеобразным и неподражаемым говором, делившие время на "давеча", "топереча" и "ужжо", были кладезем знаний для этнографов и собирателей фольклора. Это тоже, правда. Только время, в котором они жили, не сильно способствовало возможности глубоко заглядывать в историю и они в неё не вдавались. Сказания и сказки знали. Мы про них чуть выше беседовали. Но сама история, не только монастырей, но и сел своих мало их забавляла. Забот хватало, как говорят сейчас:- "выше крыши". Им с лихвой хватало той истории, свидетелями которой они были сами. Не дай Бог нам хлебнуть столько, сколько довелось пережить им. Надо уважать наших бабушек, и не прикрывать своё незнание их "сказаниями". Не стоит валить на них все, что сами мы когда– то: не дочитали, не дослышали, не поняли, не сохранили. А когда вдруг понадобилось - не сочли нужным найти, куда проще сослаться на бабушек.
Наше далекое прошлое по-прежнему, как и сто лет назад, хранится в архивах и исторических библиотеках. Часть книг и документов оцифрована и размещена на электронных сайтах интернета. Оно доступно, как никогда раньше.
Наше далекое прошлое еще не досказано. Как довелось убедиться, оно, значительно, отличается от того, что "нашептали" нам "бабушки" в своих "сказаниях": о наших селах, деревнях, церквах…. Наше далекое прошлое с недоумением вопрошает: - нужно ли оно кому? Оно терпеливо ждет, когда же, наконец, мы повернемся к нему лицом.
Все, что сегодня имеется о Дорофеевой пустыни в изданиях и архивах к тому, что указано в сносках по тексту, содержится в документах опубликованных В.В. Зверинским в издании "Материалы для историко- топографического исследования о православных монастырях в Российской Империи".
Все они были использованы при написании материала. Буду глубоко признателен тому, кто сможет дополнить этот список и представит новые, еще никому неизвестные документы о Дорофеевом монастыре.
Завершая, хочу поблагодарить жителей села, чей интерес к теме подтолкнул меня к ней вернуться и снять все сомнения по поводу места, на котором монастырь был построен. Вместе мы смогли это сделать. Монастырь, бесспорно, находился на месте, где ныне стоит церковь Успенья Пресвятой Богородицы, что, довольно подробно, подтверждено выше. …Близь церкви была часовня…, построенная, когда монастырь еще существовал. Факт становится абсолютно доказанным.
Вместе с вами мы вернули доброе имя основателя монастыря преподобного Илариона, к сожалению, забытого нашими предками. При изложении темы, нисколечко, даже чуть-чуть, не была искажена сама история села Дорофеево, и ничего не выдумано, что бы ей противоречило.
Искать или не искать место, где покоятся мощи святого, и надо ли это делать вообще, должны решить сами жители села, но только посоветовавшись с местным священником. Одно надо знать и помнить: благодаря святому старцу Илариону село Дорофеево получило и сохранило до наших дней свое название.
Не прощаюсь. Мне ещё есть, о чем вам рассказать.