Сегодня мы продолжаем публикацию материалов нашего земляка, краеведа Алексея Леднева и предлагаем его версию создания одной из красивейших церквей – Вознесения Господня, находящейся в селе Цыкино.
За пеленой времени
Сегодня мне хочется поделиться с вами своими наблюдениями и приоткрыть одну неизвестную страницу в истории нашего района. Она не столько незнакома, сколько с некоторого времени забыта нами. Связана она со строительством одной из красивейших наших церквей – Вознесения Господня, находящейся в селе Цыкино.
Почему только приоткрыть? Потому что для того, чтобы открыть ее полностью, потребуется время. Необходимо сделать массу запросов в архивы и сопоставить все факты. Для чего же, скажете вы, раньше времени выносить эту тему? Отвечу. Для того чтобы в процессе восстановления истории могли принять участие сами жители Сокольского, кому она будет интересна. Возможно, кто-то еще захочет и сможет дополнить сказанное.
Что известно нам сегодня о храме Вознесения? Храм построен в 1822 году, колокольня в 1899-м на средства прихожан. Ограда каменная с деревянными решетками. Кладбище в церковной ограде. Престолов три: в честь Вознесения Господня, св. ап. Петра и Павла и св. Архистратига Михаила.
Еще немного о ней находим в книге И. Антонова "Сокольский край" 2007 года: "Это, пожалуй, одна из старейших церквей Сокольского района. Судя по преданию и косвенным источникам, она здесь с 1642 года. Была деревянной. То ли от ветхости разрушилась, то ли сгорела во время пожара, но факт остается фактом: в 1822 году Костромской епархией было принято решение строить каменную церковь. По поводу выбора для нее места существует несколько версий. Но все они сводятся к одному, что сделан он не случайно".
Обратите внимание: здесь в 1822 году Костромской епархией принимается решение о строительстве, а в сведениях самой епархии в это время она уже построена. Это не единственное разночтение, которое необходимо уточнить. Везде в имеющихся достоверных источниках время постройки 1822 год. В справочниках Костромской епархии нет сведений о том, что здесь, в Цыкино, когда-либо имелась деревянная церковь. Это неоднократно проверено. Существование в указанное время каких-либо церквей еще никем и никогда подтверждено не было.
Далее в книге и во всех известных и доступных источниках следуют обрывки сказаний о том, что "строилась восемь лет", что "с 1938 по 1944 годы была закрыта для богослужения", что ее избежала участь других закрытых в то время церквей и "она не была разграблена".
Наверное, вы удивитесь, но это все, что о ней известно, при том, что многие из нас часто бывали в ней, крещены сами и детей своих в ней крестили. Перелистайте газеты, выйдите в интернет, но большего о ней вы не найдете.
Вы будете еще больше удивлены, когда узнаете, что долгое время жили и не подозревали о том, что на протяжении почти двух столетий в нашем районе стоит не просто памятник архитектуры, а исторический - с родни храму Христа Спасителя, Триумфальной арке и еще множеству памятников, воздвигнутых в память о войне 1812 года. Это и есть Вознесенская церковь.
Смелое заявление? Безусловно. Не сомневаюсь, что многие старожилы окружных деревень всегда знали и помнили об этом. Возможно, даже и нам сказывали, только мы не проявляли интереса к этому. Так бывает. Про войну 1812 года мы, конечно же, все помним и знаем. Спроси каждого из нас и мы сразу расскажем: о битве при Бородино, сожженной Москве, и без труда процитируем с детства впитанное: "Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана...". На этом многие и остановятся. Не все расскажут о битве при Тарутино. Еще меньше найдется тех, кто поведает о заграничных походах. Так и с Вознесенской церковью: нам говорили, только мы не прислушались.
Давайте попробуем собрать и сложить все "обрывки" сказаний и добавить к ним немного истории. Нашей истории.
В России, за малым исключением, все ныне существующие каменные церкви построены на месте ветшавших деревянных, известных еще с незапамятных времен. Возь- мите любую церковь в нашем районе, действующая она или разрушена в годы богоборчества, и оно окажется именно так. К тому малому исключению относится Вознесенская церковь в селе Цыкино. Она изначально строилась в камне. На ее месте никогда, подчеркиваю, никогда не было деревянной, ветшающей, что бы могло послужить поводом для ее обновления.
Сам факт уже заставляет задаться вопросами: "А что же тогда послужило тому причиной? Какое событие в жизни деревни (и только ли деревни?) явилось поводом для ее строительства?"
Ответ на этот вопрос отнесет нас к Отечественной войне 1812 года, когда наполеоновская армия испытывала Россию на прочность. Императором Александром Первым 12 июня 1812 года был подписан Манифест о начале войны с Францией. Наша регулярная армия с боями отступала к Москве, и уже 6 июля 1812 года Александр Первый в очередном Манифесте обратился к народу:
"Неприятель вступил в пределы наши и продолжает нести оружие свое внутрь России… Мы уже воззвали к первопрестольному граду нашему Москве, а ныне взываем ко всем нашим верноподданным, ко всем сословиям и состояниям духовным и мирским, приглашая их вместе с нами единодушным и общим восстанием содействовать против всех вражеских замыслов и покушений…
Для первоначального составления предназначаемых сил предоставляется во всех губерниях дворянству сводить поставляемых ими для защиты Отечества людей, избирая из среди самих себя начальника над иными, и давая о числе их знать в Москву, где избран будет главный над всеми предводитель".
В следующем Манифесте 18 июля 1812 года были расписаны округа, в коем находятся губернии в них входящие. "В состав 3-го округа вошли: Казанская, Нижегородская, Пензенская, Костромская, Симбирская и Вятская губернии".
Собравшись в Костроме, 29 июля 1812 года дворянское собрание постановило: "Из верноподданнического нашего усердия к государю императору и престолу и любви к Отечеству пожертвовать состоящих за всеми помещиками в Костромской губернии селений пеших воинов 11 тысяч человек, расположа их, собрать по числу душ, сколь можно уравнительно…"
В августе 1812 года в Кострому прибыл командующий 3-м округом граф П.А. Толстой, и было решено создать ополчение в составе одного конного и четырех пеших полков. В декабре 1812 года Костромское ополчение под командованием генерал-лейтенанта Бардакова в количестве 10300 человек двинулось в поход и 3 февраля прибыло в Тулу. Далее были город Глухов, Чернобыль, где навечно остались 5000 ополченцев, умерших от эпидемии. Конечной точкой в пути ополчения стала прусская крепость Глогау.
Это сухая хроника формирования Костромского ополчения. Но за этой хроникой стоят люди, потомками которых являемся мы. За цифрами стоят наши с вами прапрадеды. Из помещичьих крестьян формировалось ополчение, в которое с каждой сотни ревизских душ вошло четыре человека. С каждой нашей деревеньки, принадлежащей помещикам, в ополчение вошли как минимум двое. Мы можем ошибаться в подсчетах, но многие историки, ссылаясь на архивы, приводят точные данные, согласно которых Макарьевский уезд собрал для ополчения 447 ратников вместо 435 заявленных по норме.
Не остается сомнений в том, что Вознесенский храм в Цыкино создавался в память об Отечественной войне 1812 года. Более того, он создавался как дань памяти народному ополчению. Не только само его название, но и названия его престолов переплетены с датами создания и боевого пути Костромского ополчения. Давайте их сопоставим: Манифест о начале войны был подписан 12 июня. Ближайший к этому дню церковный праздник в честь Вознесения Господня.
Манифесты о формировании ополчения подписаны 6 и 18 июля. Ближайший церковный праздник в честь св. Петра и Павла. Именами этих святых назван второй престол церкви.
Празднование в честь третьего престола Архистратига Михаила приходится на 6 (19) сентября и 8 (21) ноября. В сентябре началось формирование ополчения. Но, возможно, не это главное. Сражение Костромского ополчения связано с крепостью Глогау, в осаде которой оно приняло основное участие. Она была осаждена ополчением 18 сентября 1813 года. А в ночь на 19 сентября первая бригада Костромского ополчения под командованием С.П. Татищева форсировала вброд по пояс, разлившийся от дождей малый Одер, и заняла позиции на возвышении Пфердгиммель, где и была устроена русская батарея.
С этого дня крепость была полностью блокирована. За ее осаду около двухсот ополченцев разных чинов наградили. После сдачи французами крепости ополчение вернулось в Кострому.
Из ушедших в декабре 1812 года 10 300 ополченцев в родные места пришло чуть более 3 600 человек.
Но не название храма и его престолов хочу поставить во главу версии. О том, насколько даты могли повлиять на названия престолов, лучше меня могут рассказать историки церкви. Они знают больше.
Главное заключено во времени и месте строительства храма. Время постройки – 1822 год, не давало повода задуматься о связи с войной 1812 года. Но если от этой даты отнять один из "обрывков" сказаний - "строилась восемь лет", придем к 1814 году, когда Манифестом от 30 августа были подведены итоги войны с Наполеоном, в котором Александр Первый выразил благодарность всем своим верноподданным. Тогда же было определено: "Декабря 25 день Рождества Христова да будет отныне и днем благодарственного празднества под наименованием в кругу церковном: Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа и воспоминание избавления церкви и державы Российской от нашествия галлов и с ними двадесяти язык".
До 1917 года в Российской империи праздник Рождества Христова отмечался как национальный День Победы.
Продолжение следует...