Этими проникновенными строками заканчивается стихотворение учителя русского языка и литературы Заболотновской школы Алевтины Скворцовой, которое она посвятила своей первой учительнице Клавдии Алексеевне Таламановой, преподававшей в Рябинковской начальной школе. Написано оно с большим душевным порывом…
А сегодня уже ученики Алевтины Васильевны пишут стихи, в которых признаются в любви к своему наставнику. Педагогу, привившему тягу к хорошей доброй литературе, помогающей достойно идти по жизни. И, как она когда-то, решают стать педагогами, чтобы быть похожими на свою учительницу.
Многие годы Алевтина Васильевна несет сельским школьникам свет знаний, любви и доброты. За свой труд она не- однократно награждалась грамотами самого разного уровня. В этом году А. Скворцова снова отмечена благодарственным письмом администрации городского округа Сокольский за добросовестный труд и профессиональное мастерство. С опытным учителем наш разговор пошел о том, как в век глобальной информатизации привить детям любовь к чтению.
- Алевтина Васильевна, как вы считаете, в чем цель предмета "Литература" в школе? Чему бы вы хотели научить своих учеников?
- На первом месте, конечно, знания… Впереди у ребят экзамены, и к этим испытаниям они должны подойти с хорошим багажом. Но нельзя забывать, что предмет ведется не ради предмета. Книга учит нас жить, оценивать те или иные поступки людей, примерять ситуации на себя. И учитель, как капитан корабля, мудрый наставник, посредством художественного слова в первую очередь учит ребят быть добрыми и человечными.
- Расскажите о средствах воспитания интереса к урокам русского языка.
- Урок – это и обучение, и воспитание. Поэтому для русского языка подбираю такой материал, содержание которого помогает формировать у школьников гражданственность, высокие нравственные качества. Регулярно включаю в свои уроки миниатюры из книг В. Астафьева, В. Солоухина, Ю. Бондарева, В. Распутина, В. Пескова. Дети не только объясняют знаки препинания, производят разборы, но и понимают, как писатели работают над языком своих произведений, постигая при этом истинный смысл выражения "муки творчества".
- Если проводить параллель между разными поколениями, вам было проще общаться с детьми двадцать лет назад или сейчас?
- Конечно, дети стали другими. Если раньше школьники выступали больше в роли зрителей, их труднее было привлечь к диалогу, то сегодня они непосредственные участники урока. Ребята очень активно участвуют в обсуждении, не боятся выражать свое мнение, задают множество вопросов, иногда из смежных дисциплин. Это радует меня, как учителя, но в то же время заставляет расширять круг и своих знаний.
- Каковы ваши главные принципы в работе?
- Первое и самое главное -организованность, трудолюбие и любовь к детям. На уроках стараюсь создать атмосферу доброжелательности и взаимного уважения, бережно относиться к духовному миру ребенка и верить в успех каждого, превращать учебный процесс в сотворчество учителя и ученика.
- Вы поощряете творческие начинания своих учеников? Бывает, что они приносят вам пробы пера?
- С 1987 года (начало моей педагогической деятельности) веду рукописный литературный альманах, где ребята оставляют на память лучшие работы: сочинения на свободную тему, басни, сказки, поучения, былины. Это помогает им реализовать свои способности и раскрыть творческий потенциал. Многие с удовольствием посещают кружок "Русская словесность. Учимся любить книгу", читают стихи. Это драгоценные минуты приобщения школьников к миру восприятия лирики.
- Что бы вы пожелали родителям, которые заинтересованы в том, чтобы дети больше читали?
- Работа по приобщению к чтению очень важная и кропотливая. В настоящее время альтернативой книге стало широкое распространение информационных технологий. В этой ситуации нужно помнить, что дети продолжают оставаться чувствительными к слову. При этом самостоятельно они редко обращаются к художественной литературе. Первое, что нужно сделать родителю и педагогу - обеспечить контакт с книгой. Хорошо, когда в доме много литературы, можно обратиться и к помощи библиотеки. С детства нужно читать классику. На своих уроках практикую приобщение к художественному восприятию произведений через чтение отрывков вслух. Ребята слушают с большим удовольствием.
Работы участников литературного кружка
Прекрасная страничка детства
Всего на свете больше хотели с братом мы
Щенка…, ну и аквариум для счастья полноты.
Как принято под Новый год, записочку – под елку.
Быть может, Дедушка Мороз заглянет на двуколке?
Вдруг утром, первого числа (вы думаете, неправда?),
Звонок раздался громко так! Еще раз повторился…
Мы с братом бросились к двери, подарка ожидая.
Глядь, папа … и щенок, друг друга обнимая.
Беспомощный коричневый комочек
Прильнул на теплый папин пуловер.
- Желание ваше – вот щеночек!
А он и глазками-то даже не глядел.
Что ж делать? Как сказать нам маме?
И где щенок наш будет жить?
Происходящее вело нас к драме,
Но ход событий уже не изменить.
Так в жизни нашей появился Бим,
Стал полноправным членом нашего семейства.
Он всеми домочадцами любим!
Прекрасная страничка детства!
Еда и сон, бодрствование Бима –
Все по часам. Понять давал, чтоб для его режима
Условия быта каждый создавал.
Свой уголок Бим содержал в порядке,
Запомнил быстро, где кухня, туалет.
А каждый день он начинал с зарядки,
"Исколесив по дому километр!
Нам, детям, вот была отрада, -
Побегать, кувыркаться и визжать!
В нас, верно, видел он собратьев,
Любителей забав готовых поддержать.
А как он любит лес! И ягоды с грибами!
Но если ты возьмешь его с собой, домой придешь с корзиною пустой.
Особо полюбил чернику, ежевику,
Малину, землянику обходит стороной.
Последуешь за ним –
Он к ягодным полянам ведет тебя порой.
Однажды чудом разминулись
С ним в дальнем от села лесу.
Пришли домой. Уж звезды появились,
Но мыслями о лучшем друге себе я места не найду…
Ночь, мне казалось, длилась вечность.
- Где Бим? Куда мог деться?
Ведь это же моя беспечность.
Как можно было без него прийти?
Вдруг на рассвете (был четвертый час)
Послышался знакомый лай…
Вернулся! Мокрый и уставший, и как обрадовал он нас!
- Бим, родненький, отсутствием своим
Ты больше не пугай!
Бим утром провожает нас до школы
И не уйдет со школьного двора,
Пока здесь не закончатся уроки,
Пока домой не разбежится детвора!
"Мы в ответе за тех, кого приручили!"
И помнить об этом надо всегда.
Души теплоту подарим живому,
Чтоб свет доброты не иссяк никогда!
Катя Макарова
Сказ - про нас!
Маленький принц, вдруг оказавшись среди многочисленных высотных домов, спросил: "А где же люди?".
- Они улетели, у них же нет корней, - раздался голос с высоты.
Посмотрев вверх, прикрыв глаза ладонью, Маленький принц увидел дядю Степу.
- Да! Уж он-то точно все знает, потому что все видит вокруг, - подумал Маленький принц.
- Вот, посмотри, какой грустный идет один из самых веселых литературных героев – Буратино, - сказал дядя Степа.
- Что с тобой, Буратино?
- Как что? Подрастала за нашей околицей рощица. Думал, скоро в моем роду прибудет, не одно полено заговорит. А теперь - посмотрите, какая свалка в этом красивом месте. Только Бабе Яге раздолье.
- Что-то я не узнала, кто мое честное имя тревожит, - проскрипела Баба Яга.
- Не прогневайся, Яга, мы о своем. Да и твоего заветного места уж нет, и избушка твоя стоит не шелохнется, - кланяются наши герои.
- Добралась оптимизация и до нас, - говорит Яга. – Заветное место продано, а избушка без документов конфискована. Говорят, детский сад откроют. Вся надежда на Золотую рыбку.
Не успела Баба Яга это произнести, а Золотая рыбка тут как тут: "Что тебе надобно, старче?"
- Ой-ой-ой! – отпрянула Баба Яга.
Из-под черного мазута Золотую рыбку можно было узнать лишь по голосу.
- Знать, не помощница и ты, Золотая рыбка. Тебя саму надо спасать.
И решили они все: и дядя Степа, и Буратино, и Маленький принц, и Баба Яга, и Золотая рыбка обратиться к человеку, к его благоразумию. Ведь "Человек" звучит гордо!
Никита Катунцев