Сотрудники службы отметили увеличение преступлений подобного характера по сравнению с предыдущим годом.
Злоумышленники осваивают новые средства и способы, которые позволяют действовать без контакта с жертвой мошенничества. Они используют номера мобильной связи и регистрируют IP-адреса компьютеров на подставных лиц. В связи с этим затрудняются их поиски и привлечение данных лиц к уголовной ответственности.
"К примеру, в городском округе Сокольский гражданину на телефон позвонил неизвестный и предложил помощь в получении крупной суммы кредита, пояснив, что денежные средства привезут ему домой. Для этого необходимо отправить вознаграждение кредитному менеджеру, перечислив деньги на указанный счет, - говорит прокурор Сокольского района Игорь Просвиряков. – После оплаты "вознаграждения" потерпевшему позвонил уже "сотрудник службы безопасности" банка и сказал, что кредит нужно застраховать, для чего необходимо перевести еще денежные средства. После оплаты "страховки" позвонили из службы "курьерской доставки" и попросили оплатить "перевозку" денег. В результате потерпевшему, находящемуся под влиянием обмана, причинен значительный материальный ущерб. Этого можно было избежать, будь гражданин более осторожен и осмотрителен".
Еще один случай произошел, когда сокольчанке позвонили на телефон и представились "следователем следственного комитета". Он пояснил, что с учетом того, что она ранее заказывала лекарства, теперь может быть потерпевшей по уголовному делу в отношении данной медицинской организации и получить компенсацию ущерба около 10 млн. рублей (при этом преступнику была известна информация, что данная гражданка действительно заказывала лекарства). Далее мошенник пояснил, что для получения компенсации необходимо оплатить "госпошлину и регистрационный сбор". После оплаты последовал еще ряд звонков: от "адвоката", "секретаря арбитражного суда", "инкассатора", которые требовали денежные средства от потерпевшей. Желая получить мнимую компенсацию за несуществующий ущерб, перечислила мошенникам около 700 тысяч рублей.
По аналогичной форме жителям района могут звонить злоумышленники, представляясь сотрудниками пенсионного фонда и органов социальной защиты населения, завлекая граждан предложениями о прибавке к пенсии, получении дополнительного пособия или предлагая оплатить мнимые услуги. Указанную информацию необходимо перепроверять, позвонив в соответствующие службы. И ни в коем случае не сообщать свои персональные данные.
В декабре 2018 года сокольчанка заполнила анкету на своей странице на сайте "Одноклассники", по которой якобы проводился опрос от имени ПАО "Сбербанк". В ходе анкетирования потерпевшая заполнила графу, введя номер своей банковской карты. После этого ей на телефон пришло смс-сообщение с комбинацией цифр, которые необходимо было отправить. Выполнив все манипуляции, неизвестное лицо получило доступ к управлению счетом и похитило около 50 тысяч рублей.
"Зачастую злоумышленники взламывают странички граждан в социальных сетях и от их имени рассылают сообщения знакомым с просьбой "одолжить денег". Потерпевшие, не проверив информацию и предварительно не позвонив "заемщику", переводят деньги на счет мошенников, - говорит И.Н. Просвиряков. – Не редко бывают случаи, когда граждане, проводя сделки через интернет-сайты, становятся жертвами мошенников. Так, в апреле прошлого года женщина увидела на сайте "Авито" объявление о продаже автомобиля. Позвонив по телефону и переговорив с неизвестным, договорились о покупке. Переведя денежные средства на номер, указанный продавцом, автомобиль потерпевшая так и не дождалась. И это не полный перечень различных схем, используемых мошенниками".
Исходя из данных ситуаций, нужно сделать вывод, что подобные сделки через сеть интернет содержат определенные риски, поэтому гражданам лучше оплачивать товары по факту, не рекомендуется заранее делать и предоплату. Необходимо помнить, что предотвратить преступление гораздо проще, чем взыскать с виновного лица причиненный ущерб, поэтому внимательность, осмотрительность, осторожность и разумный подход помогут избежать негативных последствий.