Версия для слабовидящих |
16+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Сокольского района Нижегородской области

606670, Нижегородская область, р.п. Сокольское, ул. Достоевского, 14
телефон: гл.редактор +7 (83137) 2-12-73, отдел рекламы, бухгалтерия 2-14-62, корреспонденты 2-14-02
e-mail: sn-gazeta@yandex.ru

Дорофеевская обитель

На территории городского округа Сокольский находятся пять действующих церквей. Каждая из них имеет свою неповторимую историю.

Благодаря неравнодушным сокольчанам, которые по крупицам собирают ценные сведения о своем крае, мы, местные жители, имеем возможность узнать новые факты о малой родине.

Ярким примером тому можно назвать жителя села Дорофеево, краеведа-любителя Владимира Калмыкова. Еще, будучи школьником, он заинтересовался не только своим генеалогическим древом, но и историей храма. Своими интересными сведениями и наработками Владимир Витальевич поделился с нашими читателями.

История одной фамилии

В старину селения были большие. Одна семья могла насчитывать до 10 человек, а то и более. Безусловно и то, в деревнях много встречалось одинаковых фамилий, и чаще всего это были семейные династии.

В детстве меня всегда интересовал вопрос, который я задавал сверстникам: "В каком родстве вы находитесь?" Каждый раз получал один и тот же ответ: "Мы однофамильцы". Но меня терзали сомнения – такого не может быть! И удивляла та уверенность, с какой люди говорили об этом. Неужели им не интересно знать историю и родословную своих предков?

В старину летопись села Дорофеево вел некто Маштаков – грамотный мужчина. Он записывал все: кто родился, крестился, умер, женился. Ему помогал в этом местный священник. В его церковных книгах можно было найти все, что касается жителей прихода. Всего было три таких книги. Они дошли до наших дней, но потом кто-то умер, кто-то сменил местожительства, еще одну книгу растрепали маленькие дети после закрытия церкви. В результате все пропало.

И возник монастырь…

Много лет назад, близ Дорофеева, появился монастырь. Основал его некто Дорофей. Кто он, откуда, мы не знаем. Известен сам факт этого, но причина, почему в такой глуши, в заволжских лесах, возник монастырь, можно только догадываться.

В ХVII веке от властного патриарха Никона, насаждавшего силой новую веру, бежали приверженцы старой, и здесь в глухих лесах появлялись скиты, молельни, обители. В лесах скрывались сторонники мятежного протопопа Аввакума – пламенного идеолога старообрядцев, поплатившегося за свои убеждения смертью на костре. Сам Аввакум родом из нижегородских лесов.

Первые упоминания о монастыре относятся к более раннему периоду. Он вошел в историю как Успенская - Дорофеевская мужская пустынь. В 1613 году в нем появился строитель Савватий. И уже в 1618 году на территории монастыря строятся две деревянные церкви во имя Успения Богородицы и Козмы и Дамиана.

В поисках лучшей доли

В то время люди скрывались от гонения властей. Искали себе лучшей доли. И лучше места, чем заволжские леса, было не найти. Не имея топографических карт, люди как будто знали о такой естественной защищенной местности. Кстати сказать, есть версия, что территория эта осваивалась финскими племенами. До наших дней сохранились их названия: Ширмакша, Моча, Лоймина и другие. Местность объезжали в зимнее время на лошадях, по промерзшим лесным рекам. Понравившееся место примечалось, заготавливали лес для строительства домов и по весне, по большой воде, завозили все остальное. Естественным препятствием на пути врагов были леса, бесчисленные болота, лесные речки и крупные реки. С запада и юга прикрывались подступы глубоководной Волгой с ее многочисленными притоками, с севера - рекой Унжей и непроходимыми болотами, с востока - дремучими лесами, реками Узолой, Керженцем и Ветлугой. Жизнь продолжалась, строились новые дома, менялись поколения.

От истоков до наших дней

От старого монастыря до наших дней (примерно до 40-х годов прошлого века) дожил лишь старый дубовый колодец. Вероятно, использовали его в противопожарных целях. Одна из церквей монастыря сгорела. Деревянные постройки стали заменять на каменные. Строительство начали в середине XVIII века и завершили в канун победы русских над французами в Отечественной войне. В 1812 году на территории монастыря построили церковь Успения Пресвятой Богородицы на пожертвования прихожан. Можно предположить, что местные жители не бедствовали.

Первоначально храм имел несколько иной вид. К нему была пристроена колокольня. Но перед войной ее сломали.

Помогал людям

Информация о настоятелях прихода Успения Пресвятой Богородицы очень скудная. Дело в том, что при советской власти жестоко расправлялись со священнослужителями. Ведь они оставались преемниками монастырского духовенства, которому принадлежала большая доля близлежащих земель. С приходом советской власти их отобрали, но гонения не прекратились.

Изучив немало документов, узнал, что первым пострадавшим в это жестокое время стал отец Александр Калистов. У него была очень большая и дружная семья. Священник пользовался уважением у односельчан. Никому не делал плохого. Помогал всем, давал работу. Крестил моих родных и близких, венчал молодоженов, провожал в последний путь усопших. В общем, делал благое дело. Жили они на месте дома Антипиных, а может быть, и в их доме (сейчас там находится дом Павла Александровича Клюкина).

Помню рассказы бабушки, когда отобрали у попа землю, кормить большую семью стало трудно. Местные жители помогали ему кто чем мог, бескорыстно, не требуя ничего в замен. Этим они выражали свою благодарность и уважение.

Переживая за все, близко воспринимая боль каждого, неприязнь власти, страх за свою семью, Калистов умер в 50 с небольшим. Смерть спасла его от ареста. Похоронили священника у церкви. Его семья оказалась в очень трудном положении. Напуганные преследованием властей старшие дети уехали и бросили все. И сейчас где-то живут его наследники…

Новые настоятели

Некоторое время приход был без настоятеля. По просьбам жителей назначили нового священника – Григория Ивановича Румянцева, родом он был из Шадрина. Жена - матушка Александра Ивановна из Каргина. Детей у них не было. Жили на "крестах". Впоследствии дом перенесли в Крутые. В 30-х годах стало еще труднее находить "контакт" с властями. С одной стороны, население верующее, защищает священника, с другой, постоянные нападки НКВД. Чтобы не конфликтовать с властями, Григорий Иванович нашел способ мирно уживаться с ними. Когда комиссия приезжала, священник был пьян. Делать нечего, возвращались ни с чем…

Отзывы односельчан об отце Григории теплые и добрые. Он остался в памяти, как порядочный человек, великолепный оратор.

В середине 30-х годов Григорий Иванович угорел в бане. Спасти священника не удалось. Похоронили его на кладбище, близ церкви. Матушку не тронули, она дожила до старости и умерла после войны.

На смену Григорию Ивановичу прислали нового священника. Это был 1937-1938 год. Имя его не сохранилось, фамилия - Иорданский. Но жители запомнили, как его забирали. Приехали люди в форме и повели священника по деревне под конвоем. Вели тихо, без слез и причитаний, люди были напуганы. С тех пор о нем никто не слышал.

Людскими стараниями

Церковь закрыли, приход опустел. Одну половину отдали в колхоз под склад, вторую - в райпо под пекарню. Тогда семья Маштаковых проживала еще в селе. Павел Иванович был председателем райпо. Благодаря стараниям его жены, Александры Васильевны Пелевиной, спасли от уничтожения все церковные иконы, которые спрятала в сарае. Ключи никому не отдавала. Как только узнавала, что иконы хотят забрать, тут же куда-нибудь пропадала, например, уходила в лес за грибами. Представители из района ждали недолго, так и уезжали.

Перед Великой Отечественной войной с колокольни сняли колокола для переплавки на оружие. А затем сломали и саму колокольню. Давно думала сельская власть построить из кирпича овощехранилище. Но не смогли отделить один кирпич от другого, так хорошо раньше замешивали раствор. Секрет его до наших дней не сохранился. Прошло еще немало лет, прежде чем в 1992 году восстановили церковь.

В настоящее время жители Дорофеева, как и прежде, живут размеренной жизнью и благодарны судьбе за богатое духовное наследие. Церковь Успения Пресвятой Богородицы действует по сей день, настоятелем которой является отец Николай Кокурин. Прихожане, каждый со своим чаянием, приходят в храм и просят помощи и заступничества в насущных делах.

Автор: Ирина Масарова

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 703

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика